Ему было важно продемонстрировать собственное превосходство перед реймсским архиепископом, который, правда, уступал ему в значимости, но зато обладал исключительной привилегией короновать французских королей.89
Все это предопределило внушительную солидность здания и выбор незаурядного архитектора. Вместе с тем, будучи ревностным почитателем Бернарда Клервоского, Анри Санглье не мог оставить без внимания его идеи. В трактате «Об обязанностях и поведении епископа», как и в других произведениях Бернарда, одним из главных требований была умеренность в строительстве. С этим требованием приходилось считаться и Сугерию, когда он приступал к строительству своего храма. Оно вынуждало его всячески оправдывать роскошь и блеск церкви Сен-Дени. Но Сугерий был прежде всего эстетом и к тому же человеком, теснее связанным со светской властью, чем С какой-либо партией Санс. Собор Сент-Этьен, церковников. Сансский же архиепи- Ок. 1140—1160-е гг. Планскоп, судя по всему, старался, чтобы соборное здание удовлетворяло вкусу Бернарда Клервоского. Влияние его идей можно с достаточным основанием усматривать в особой строгости архитектуры Сансского собора, простоте его плана, скупости его декора.90
Архиепископ Анри Санглье умер в 1142 году. Его преемник Гуго де Туей (1142—1168) застал собор уже строящимся. Одни исследователи 91 считают, что строительство Сансского собора началось незадолго до смерти Анри, около 1140 года. По мнению других,92
к подготовительным работам и, в частности, к разработке архитектурной концепции собора приступили в начале 30-х годов, вскоре после того, как архиепископ Анри Санглье сделался приверженцем Бернарда Клервоского. Скорее всего так оно и было, хотя бы потому, что прежде чем сооружать новый собор, следовало снести старую, существовавшую с 80-х годов X века базилику.93 Во всяком случае композиционный замысел собора должен был возникнуть на несколько лет раньше, чем замысел хора церкви Сен-Дени.
Плану Сансского собора присущи простота и целостность. Это трехнеф- ный храм, главный неф и хор которого представляют собой непрерывный ряд из семи больших, почти квадратных травей. Травеи боковых нефов подобны им, но в два раза меньше, так что каждой травее главного нефа соответствуют в боковом нефе две травеи. Первоначально собор не имел трансепта. Нынешний трансепт построен только на рубеже XV—XVI веков. Однако очертания латинского креста были все же намечены. Средокрестие фиксировала травея, не отличавшаяся от других по размеру, но перекрытая более простым сводом. Параллельно ей по сторонам боковых нефов было пристроено по капелле, равной по площади, очертаниям и высоте травее бокового нефа. Эти капеллы завершались на восточной стороне маленькими апсидами с полукупольными покрытиями. Таким образом в зоне между нефом и хором все же получалось некоторое, хотя и довольно слабое подобие горизонтальной ветви креста.
Упрощению подверглось и восточное завершение собора. Хор его имеет обход, но лишен венца капелл. Лишь одна капелла, расположенная на средней оси храма, первоначально имевшая прямоугольную форму,94 выступает из его полукружия. Башни были предусмотрены только на западном фасаде, построенном, однако, позже, в начале XIII века.