Савва Чевакинский родился в 1713 году в глухом сельце Вешки Новоторжковского уезда Тверской губернии. Отец, Иван Чевакинский, был мелкопоместным дворянином.

Шестнадцатилетним юношей вместе с отцом Савва приехал в Петербург, чтобы поступить в Морскую академию для изучения морских дисциплин. Но учение в академии не доставляло удовольствия: телесные наказания, плохая пища, принудительная строевая подготовка. Многие воспитанники самовольно покидали академию.

Проучившись два года, Савва решил оставить академию и поступить на военную службу. Но Адмиралтейств-коллегия зорко следила за своими воспитанниками, и беглецов возвращали обратно. Пришлось возвращаться и Савве.

В те времена в Адмиралтейств-коллегий работал Иван Кузьмич Коробов (1700-1747), известный петербургский и инженер, учившийся в школе математических и навигационных наук в Москве. Три года Коробов провел в Бельгии и Голландии, где изучал инженерно-строительное дело. В 1732 году он заново перестроил Адмиралтейство.

Чевакинский хорошо рисовал и решил поступить в архитектурную команду И. К. Коробова. А так как Морская академия подчинялась Адмиралтейств-коллегий, то Чевакинскому разрешили остаться у главного архитектора. Семь лет Чевакинский изучал у Коробова архитектурные дисциплины, одновременно применяя на практике полученные знания. Работая помощником у Коробова, будущий главный архитектор начал возводить в камне Адмиралтейскую башню.

После семилетнего обучения Чевакинский сдал экзамены известным русским архитекторам М. Г. Земцову (1688-1743), И. К. Коробову и П. М. Еропкину (1698-1740). Оценив по достоинству знания Чевакинского, они присвоили ему звание архитектурного гезеля (помощника архитектора). Савва Чевакинский начал самостоятельную жизнь в архитектуре.

С. ЧЕВАКИНСКИЙ (1713 — между 1774-1780 годами)

В 1741 году И. К. Коробов уехал в Москву, и на должность главного архитектора Адмиралтейств-коллегий назначили С. И. Чевакинского. Должность главного архитектора возлагала на него большую ответственность. С этою времени Чевакинский поселился в Петербурге по адресу: Английская набережная, дом 68.

В 40-е годы началась перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе. Ею руководил молодой архитектор Андрей Квасов (1718-1772), ученик М. Земцова. В качестве наставника в 1745 году Л. Квасову назначают С. Чевакинского.

На работе в Царском Селе с Чевакинским произошел неприятный инцидент, и ответственным за общую перестройку дворца назначили Ф. Б. . Чевакинский не был отстранен от работы, дел было очень много, и он продолжал трудиться рядом со знаменитым Растрелли. Чевакинский не очень переживал свою неудачу, впереди его ждала большая и интересная работа.

Никольский Морской собор (1753-1762)

Морское ведомство решило возвести собственный собор в Петербурге на морском плацу. Территория рядом с плацем была застроена жилыми одноэтажными домами, где прожинали служащие Военно-морского ведомства. Естественно, что ведомство для строительства Никольского собора обратилось к главному архитектору Адмиралтейств-коллегии — С. И. Чевакинскому.

Проект, разработанный Чевакинским, был утвержден в 1752 году, но в 1753 году он был переработан и наконец принят к строительству. Закладка собора состоялась 15 июня 1753 года. Сооружение собора продолжалось 9 лет и было закопчено в 1762 году.

Никольский Морской собор (1753-1762)

Собор сооружен на участке между каналом Грибоедова и Крюковым каналом и находится в центре большой площади на оси магистрали — улицы Глинки — и замыкает ее. Собор является главенствующим в ансамбле площади, ограниченной двумя пересекающимися под прямым углом каналами. На данном примере Чевакинский показал себя выдающимся градостроителем.

В плане собор представляет собой равноконечный крест, с квадратными выступами во внешних углах креста, над которыми находятся барабаны боковых глав. Стены барабанов прорезаны полуциркульными окнами, декорированы лепниной и обработаны приставными колоннами коринфского ордера. Крупный карниз венчают купола с маленькими барабанами и главкой.

Фасады собора хорошо просматриваются со всех сторон площади. Такой же прием применил Растрелли при сооружении Смольного собора. Придавать всем фасадам культовых сооружений одинаковый вид было отличительной чертой русского .

Фасады декорированы колоннами на высоких пьедесталах нарядного коринфского ордера, украшенными декоративной скульптурой, сгруппированными но две. Центральная часть фасада — вход в собор имеет пи три колонны, тем самым подчеркивается значимость фасада.

Центральную часть фасада венчает лучковый фронтон. Чевакинский применил декоративный прием для фасадов, взятый из древнерусского зодчества: все выступающие углы обработаны тремя колоннами, собранными в один пучок, а средняя колонна поставлена на самый угол.

Собор имеет два этажа, второй — церковный зал — главный. Интерьер второго этажа разделен пилонами на семь нефов. Цен тральный зал украшает деревянный иконостас, выполненный резчиком II. Канаевым, а иконы были написаны талантливыми живописцами середины XVIII столетия М. Л, и Ф. Л. Колокольниковыми.

Недалеко от собора, на берегу Крюкова канала, стоит четырехъярусная колокольня — одно из прекрасных культовых сооружений в русской архитектуре XVIII века. Три нижних яруса декорированы попарно поставленными колоннами, четвертый, круглый в плане, служит основанием для купола, который венчает барабан с часами п небольшим шпилем.

Если встать на Пикаловом мосту (названном по фамилии строившего мост подрядчика), расположенном на пересечении каналов, то перед взором открываются перспектива набережных, отражение в воде колокольни Никольского собора, золотые купола самого собора, сверкающие из-за крон деревьев. Это одно из прекраснейших мест Петербурга, которое привлекает внимание художников, кинематографистов и всех, кто любит неповторимую красоту Петербурга.

В 50 60-е годы Чевакинский строит одновременно несколько зданий. В 1750 — 1755 годах но проекту и при участии Чевакинского на берегу реки Фонтанки был выстроен Шереметьевский дворец — прекрасный памятник русского зодчества XVIII века.

Шуваловский дворец (1753-1755)

В 1753-1755 годах Чевакинский возвел Шуваловский дворец. Он предназначался для известного государственного деятеля, покровителя просвещения, первого попечителя Московского университета и первого президента Академии художеств в Петербурге Ивана Ивановича Шувалова (1727-1797).

Возведенный Чевакинским Шуваловский дворец располагался на участке между Итальянской улицей и Невским проспектом.

Во дворце находилась прекрасная картинная галерея, собранная И. И. Шуваловым. Здесь часто бывали М. В. Ломоносов (1711-1765), великий русский ученый, первый русский академик, А. П. Сумароков (1717-1777), русский писатель, А. Ф. Кокоринов (1726-1772), архитектор, первый президент Академии художеств.

С 1755 года, времени окончания строительства, до 1910 года Шуваловский дворец переделывали шесть раз. При первых трех перестройках дворец частично был реконструирован. Главный фасад приобрел вид, характерный для зданий раннего классицизма. В начале XIX века была проведена крупная реконструкция, а в середине века перестроили корпус, выходящий на Малую Садовую улицу. В 10-х годах XX века над корпусом надстроили четвертый этаж.

Шуваловский дворец (1753-1755)

Дворец подвергался не только перестройкам, но и менял своих владельцев (И. И. Шувалов, генерал-прокурор А. А. Вяземский, Министерство юстиции). В 1919 году в нем был открыт Городской музей здравоохранения, Дом санитарного просвещения.

В середине XVIII века главный подъезд к зданию был со стороны Невского проспекта. За оградой вдоль Невского располагался большой парадный двор, в глубине его — сам дворец. В дальнейшем парк был вырублен для застройки Невского проспекта.

Несмотря на все изменения дворец представляет интерес как архитектурный памятник переходного этапа от барокко к классицизму. Сохранился центральный трехгранный ризалит с колоннами и лучковым фронтоном. Углы ризалитов рустованы на всю высоту. Циркульные окна третьего этажа декорированы лепными украшениями. Современники считали дворец Шувалова выдающимся сооружением.

Петербург украшает еще один архитектурный памятник — Новая Голландии, выполненный С. Чевакинским совместно с архитектором Ж. — Б. Валлен-Деламотом.

Новая Голландия (1732-1740; 1765-1780)

Новая Голландия — небольшой островок, образованный рекой Мойкой и двумя каналами: Крюковым и Круштейным (часть бывшего Адмиралтейского).

Название возникло еще в петровские времена и было связано с судостроением в этой части города. Голландские верфи, расположенные на островах, служили примером для русских судостроителей, а близость залива, галерная верфь, каналы вокруг острова — все это помогло появлению названия Новая Голландия.

В 1732-1740 годах по проекту главного архитектора Адмиралтейства И. К. Коробова на острове выросли первые деревянные склады, которые располагались по периметру острова.

Со временем деревянные строения пришли в негодность, и в 1763 году было принято решение заменить старые строения на каменные. Нал проектом реконструкции складов вместе с Чевакинским работал архитектор Ж.-Б. Валлен- (1729-1800). Были разработаны два варианта.

К строительству был принят второй. Фасады кирпичных корпусов и арка над каналом, которая производила огромное впечатление, были выполнены Валлен-Деламотом.

В 1765 году началось строительство, которое затянулось до конца 80-х годов, но так и не было завершено.

Монументальный портал Новой Голландии с аркой над каналом пользуется большой известностью. Под аркой прорыт канал, соединяющий Мойку с бассейном в центре острова. Редкое сочетание строительных материалов — красного кирпича и тесаного гранита, из блоков которого сложены колонны тосканского ордера, несущие мощный антаблемент, — придает этому сооружению неповторимый облик.

Чевакинский и Валлен-Деламот со всей ответственностью и с большим мастерством решили не только архитектурные вопросы, но и градостроительные: возводя необходимые городу сооружения, они не забывали о красоте города и создали ансамбль высокой художественной ценности.

Новая Голландия (1732-1740; 1765-1780)