Морское ведомство решило возвести собственный собор в Петербурге на морском плацу. Территория рядом с плацем была застроена жилыми одноэтажными домами, где прожинали служащие Военно-морского ведомства. Естественно, что ведомство для строительства Никольского собора обратилось к главному архитектору Адмиралтейств-коллегии — С. И. Чеваки не кому.

Проект, разработанный Чевакинским, был утвержден в 1752 году, но в 1753 году он был переработан и наконец принят к строительству. Закладка собора состоялась 15 июня 1753 года. Сооружение собора продолжалось 9 лет и было закопчено в 1762 году.

Собор сооружен на участке между каналом Грибоедова и Крюковым каналом и находится в центре большой площади на оси магистрали — улицы Глинки — и замыкает ее. Собор является главенствующим в ансамбле площади, ограниченной двумя пересекающимися под прямым углом каналами. На данном примере Чевакинский показал себя выдающимся градостроителем.

В плане собор представляет собой равноконечный крест, с квадратными выступами во внешних углах креста, над которыми находятся барабаны боковых глав. Стены барабанов прорезаны полуциркульными окнами, декорированы лепниной и обработаны приставными колоннами коринфского ордера. Крупный карниз венчают купола с маленькими барабанами и главкой.

Фасады собора хорошо просматриваются со всех сторон площади. Такой же прием применил при сооружении Смольного собора. Придавать всем фасадам культовых сооружений одинаковый вид было отличительной чертой русского .

Фасады декорированы колоннами на высоких пьедесталах нарядного коринфского ордера, украшенными декоративной скульптурой, сгруппированными но две. Центральная часть фасада — вход в собор имеет пи три колонны, тем самым подчеркивается значимость фасада. Центральную часть фасада венчает лучковый фронтон. Чевакинский применил декоративный прием для фасадов, взятый из древнерусского зодчества: все выступающие углы обработаны тремя колоннами, собранными в один пучок, а средняя колонна поставлена на самый угол.

Собор имеет два этажа, второй — церковный зал — главный. Интерьер второго этажа разделен пилонами на семь нефов. Цен тральный зал украшает деревянный иконостас, выполненный резчиком II. Канаевым, а иконы были написаны талантливыми живописцами середины XVIII столетия М. Л, и Ф. Л. Колокольниковыми.

Недалеко от собора, на берегу Крюкова канала, стоит четырехъярусная колокольня — одно из прекрасных культовых сооружений в русской архитектуре XVIII века. Три нижних яруса декорированы попарно поставленными колоннами, четвертый, круглый в плане, служит основанием для купола, который венчает барабан с часами п небольшим шпилем.

Если встать на Пикаловом мосту (названном по фамилии строившего мост подрядчика), расположенном на пересечении каналов, то перед взором открываются перспектива набережных, отражение в воде колокольни Никольского собора, золотые купола самого собора, сверкающие из-за крон деревье. Это одно из прекраснейших мест Петербурга, которое привлекает внимание художников, кинематографистов и всех, кто любит неповторимую красоту Петербурга.

В 50 60-е годы Чевакинский строит одновременно несколько зданий. В 1750 — 1755 годах но проекту и при участии Чевакинского на берегу реки Фонтанки был выстроен Шереметьевский дворец — прекрасный памятник русского зодчества XVIII века.

Никольский Морской собор