Район «Стержни Дефанса»

Район «Стержни Дефанса» хорошо известен во всем мире. На большинство наших архитекторов он оказывает пока шокирующее действие, вызывает отрицательную реакцию. Но не будем смешивать ярко индивидуальное решение, не предназначенное к тиражированию в массовой архитектуре, с самой концепцией образной цветовой среды, которой, безусловно, принадлежит будущее. В этом качественное отличие работ Ф. Риети от рассмотренных выше работ ателье М. и Ф. Кле.
Индивидуализация цветового образа массовой застройки особенно сложна. И здесь, на наш взгляд, достаточно плодотворно цветовое взаимодействие архитектуры с природным окружением.

В любом городе влияние естественного окружения активнее на периферии. Например, в центре Ленинграда природа — это небо, стиснутое зданиями, водные пространства в коридорах набережных, регулярные массы зелени, а кварталы новостроек вырастают среди полей, лесов, рек и озер. Градостроители пытаются сберечь это богатство. Архитектурная полихромия способна поддержать эту градостроительную линию, внести в нее элемент художественного начала. В центре города мастера «зеленой» архитектуры стараются согласовать краски деревьев, кустов, цветов с полихромией застройки. Примерами могут служить стрелка Васильевского острова, многочисленные сады и скверы Ленинграда.
Архитектор В. Павлов пытается развить эти традиции и в периферийных районах города. Одно из зданий на проспекте Ветеранов — огромный девятиэтажный параллелепипед с навязчивой горизонтальной разрезкой окон — расположено на пологом берегу реки, поросшем травой и низкой растительностью. Сочетание травянисто-зеленого цвета с белым и асимметричные крупные цветовые пятна в нижней части фасада зрительно подхватывают форму береговой излучины. В результате ранее безразличный к своему окружению объем здания органично вписался в него, а отражение на глади воды усилило этот эффект.
При реконструкции полихромии застройки улицы Добровольцев Павлов также учел богатство природного многоцветия, имеющего осенью особенно запоминающийся коричнево-красный цвет. По всему фронту застройки полихромия отвечала движению рельефа, а палитра включила белые, коричнево-бурые и коричнево-сиреневые цвета. В результате комплексы зданий органично вошли в окружающую природу. Это большое достижение молодого ленинградского колориста, последовательно отстаивающего средовой подход в архитектурной полихромии. Привычка неукоснительно следовать за членениями и деталями здания лишила многих архитекторов фантазии в проектировании полихромии, закрепила скудный набор приемов покраски, привела к неприятию и нежеланию понять точку зрения сторонников средовой полихромии. Бессмысленно подчеркивать цветом метрические членения похожих как близнецы домов, сошедших со строительного конвейера. Механически созданное окружение ждет полнокровного творческого процесса. И цвет способен его радикально преобразить, но это требует фантазии и тонкого вкуса архитектора.
Несколько слов о деятельности В. Павлова. Работа в группе окраски ГлавАПУ Ленинграда требовала от него лишь подтверждения паспортов окраски зданий, нуждающихся в ремонте, а он принимал новые решения, чтобы создать цветовой ансамбль. Многие объекты позволили ему отработать приемы достижения цветовой целостности. Следуя линии противопоставления цвета элементарной геометрии панельных домов, впервые заявленной в Ленинграде архитектором Е. Полторацким в 70-х годах, Павлов развивает ее, опираясь не только на природную, но и на историческую архитектурную полихромию.