Построение полихромии города

Построение полихромии города начиналось от окружающего природного ландшафта и переходило к периферийным зонам города, затем к его центральной части и, наконец, к отдельным зданиям. Одним из таких городов стал Дуб-но, имеющий регулярную планировку и сохранивший ансамбли исторической застройки. Цвета его периферийных зон, проникающих в историческое ядро, предлагается принять близкими природному окружению: желтые, светло-зеленые, серые. Цветовое насыщение центральной части позволяет создать в ней ощущение камерности, замкнутости, пространства, свойственное средневековым городам, которое усиливается по мере приближения к ратушной площади. Предложенная колористическая схема развивает привычные для Дубно цветовые сочетания и одновременно позволяет вносить коррективы в цветовую трактовку городских пространств.

Примером развития художественно-образных тем природного цветового окружения в новой архитектуре является жилой район Парижа «Стержни Дефанса», построенный в середине 70-х годов (архитектор Э. Айо, колорист Ф. Риети). Дома-башни различной этажности неправильной цилиндрической формы, возвышаясь на слегка холмистом основании, создают пространство, полное неожиданных впечатлений. Поиск образа жилой среды привел Ф. Риети к использованию крупных масс цвета на непрерывной бетонной поверхности башен, по которой разбросаны небольшие окна. Колорист представил район как некое одухотворенное существо и попытался придать ему образную конкретность, избегая при этом прямой изобразительности. Формы пятен — цветовые графы — вызывают ассоциации с элементами природного ландшафта: стволами и кронами деревьев, облаками. Цветовая палитра также основана на природных цветах — голубых, серовато-серебристых, зеленых, коричневых, охристых, но содержит и чистые цвета, такие, как желтый и ультрамарин. Риети стремился создать двусмысленность сопоставлением застывшего неба с небом реальным, многозначность пространства, приобретающего смысловое наполнение и ассоциативность.
Ф. Риети не пытается реалистически трактовать природное окружение, он добивается ассоциативного присутствия, создает аллегорию природы. Облачное небо совмещается с пятнами на зданиях, напоминающими застывшие облака, травяной ковер вплотную подходит к зданию и как бы поднимается по поверхности стены, деревья накладываются на зеленые массы цвета на стенах, напоминающие сомкнувшиеся кроны, между которыми угадывается чередование коричневых стволов. Цвет трансформирует объемы зданий, объединяет их с рельефом, организует перетекающее пространство.
Цвет облицовки фасадов глазурованной плиткой меняется в зависимости от угла зрения и естественной освещенности. С близких точек зрения цветной ковер верхних этажей зданий теряет насыщенность, блестящая поверхность отсвечивает, а здания, находящиеся поодаль, переливаются сочными цветами. Полихромия зданий вовсе не выявляет их форму, напротив — видоизменяет ее. Вначале такое поведение цвета может шокировать зрителя или показаться случайным, однако непосредственное знакомство с районом проясняет позицию авторов. Архитектор Айо санкционирует решительные действия колориста Риети, который именно контрастом цвета и формы зданий создает смысловую и эстетическую целостность.
Эксперимент встречает горячее одобрение и категорическое отрицание, сомнение, улыбку. Взрослые жители района разноречивы в своих суждениях, дети — в восторге от сказочной атмосферы. Психологи утверждают, что люди стремятся к тому окружению, в котором провели детство. На основе детского восприятия у человека формируется понимание красоты мира, зарождается эстетическое отношение к действительности. Риети обращается к природе, которая все более удаляется от горожанина. Тема природы в данном случае художественно переосмыслена в условиях городской среды.