Прототипом ярусного храма можно считать Благовещенский собор

Прототипом ярусного храма можно считать Благовещенский собор в Ковеле (1505 г. ), уже имевший восьмерик на четверике. Наиболее древним известным нам ярусным храмом является трехсрубная и трехверхая Успенская церковь в Полонном (1612 г. ). При всей своей архаичности, при четырехугольных срубах и незначительной высоте в здании ясно выражена ярусность (восьмигранные барабаны, шейки под крестами). Дальнейшее развитие храмов ярусного типа можно видеть на изображенных А. Кальнофойскнм в 1638 году деревянных трехверхих храмах — соборе монастыря и надпещерных церкгах Киево-Печерского монастыря, а также на уже упоминавшейся гравюре, изображающей Креховский монастырь. Пятисрубный храм показан и среди зданий, изображенных Вестерфельдом в 1651 году, может быть, зданий Межигорского монастыря развитым пятисрубным и пятиверхим храмом является церковь Кальнишевского в Ромнак, ныне перенесенная в Полтаву. Конструктивная правдивость, строгость, симметричное расположение частей, ритмическое нарастание над основным объемом уменьшающихся кверху восьмигранных барабанов, характерные силуэты верхов составляют типические черты украинского деревянного зодчества. Никаких наружных декоративных украшений, за исключением резной обработки входных дверей и изредка и личников окон, деревянные храмы не имели. Трехсрубные храмы в композиционном отношении строились по принципу глубинной пространственности, пятисрубные — по принципу пирамидальной центричности. Строгость объемов смягчалась окружающей весь храм галереей. Большое художественное впечатление деревянные храмы производили своей ярусностью и силуэтами верхов или «бань», постепенно изменявших свои формы. Наиболее древними и простыми являются двускатные или четырехскатные покрытия срубов. К XIV—XV векам можно отнести развитие Шатровых, преимущественно восьмискатных покрытий; в XVI и начале XVII века появляются сначала гонтовые, а затем железные сферические купола. К половине XVII века распространенной формой становятся ярусные завершения храмов, представляющие собой стоящие один над другим и сокращающиеся в объеме восьмигранные барабаны, расчлененные по вертикали покрытыми гонтом скатами. Внутри деревянные храмы того времени также отличаются симметричным расположением частей здания. Они полны света и поражают уходящими вчерх постепенно сокращающимися ярусами венчания. В противоположность скромной наружной обработке деревянные храмы внутри были богато украшены резьбой с золотом и живописью. Косяки дверей, наличники окон, решетки клиросов, хоо, лестниц, ведущих на хоры, кафедр и особенно иконостасы были покрыты высокохудожественной деревянной резьбой. Позолоченные иконостасы производили впечатление кованых или отлитых из благородного металла. До нас дошли подробные описания и изображения некоторых иконостасов этого времени, по которым можно судить о новых приемах резной техники и своеобразном характере орнаментации, разработанной украинскими «сницарями» того времени, сумевшими древнюю прорезную и плоскостную резьбу превратить в ажурную, скульптурную. Павел Алеппский пришел в восхищение от иконостасов Софии Киевской (1630-е гг. ) и Троицкого собора Густынского монастыря (1640-е гг. ). Более ранний по времени исполнения иконостас Софии Киевской уже имел резьбу рельефно — скульптурную, а иконостас в Густынском монастыре — рельефную, сквозную, прорезную, так называемую скую (пламенеющую) резьбу. В иконостасе Софии стояли толстые позолоченые полуколонны, перевитые виноградными лозами с гроздьями красного и зеленого цвета; в него была введена не употреблявшаяся у православных скульптура, например, пеликан, кормящий птенцов. Иконостас Густынского монастыря, лучший по мнению Павла, из всех им виденных, имел прорезные, ажурные колонны, обвитые золочеными виноградными лозами с листьями и плодами, стоявшие в каждом ярусе иконостаса, а также скульптурные изображения святителей и ангелов. В отличие от иконостасов XVI века иконостасы XVII столетия имеют вертикальную направленность, их горизонтальные линии ломаются, появляются кривые линии, спирали, изломы, раскрепованные антаблементы, разорванные карнизы, овальные каргуши. Основным мотивом убора является вьющаяся по спиралевидным стволам колонн виноградная лоза. Но помимо винограда используются и местные растения — розы, подсолнечники, колокольчики. Живопись на стенах ирамов приобретает реалистические черты; человеческие фигуры изображаются со знанием анатомии, наблюдается отказ от аскетических, нереалистических приемов изображения святых. О переходе украинских художников к реалистической манере письма свидетельствуют сохранившиеся портреты Богдана Хмельницкого и росписи на стенах некоторых храмов. Павел Алеппский считал, что «казацкие живописцы в эти годы усвоили манеры письма европейских художников в отношении живописи лица, цвета и одежд».