Проксемика как средство обоснования архитектурных решений

Проксемика (от англ. proximity – близость) – это, по выражению Э. Холла, «учение о личном и общественном пространстве и восприятии его человеком». Несмотря на все многообразие народов и их культур, каждый индивид имеет схожее ощущение личного пространства и его градаций.

В зависимости от социального устройства и его иерархии некоторые нюансы могут меняться, но основные параметры личного пространства остаются, по мнению Эдварда Холла, приблизительно такими: интимная зона охватывает расстояние от 0 до 0,5 метров, персональная – от 0,5 до 1,2, социальная – от 1,2 до 3,65, общественная – от 3,65 и более. Все эти параметры неразрывно связаны с психологическим восприятием пространства и самоощущением человека в нем. Главная проблема современного общества (под современным надо подразумевать почти весь ХХ в. и начало ХХI) – сокращение дистанции между людьми за счет ряда факторов.

В первую очередь это рост городского населения. Многие социальные и исторические процессы имели влияние на представление о проектировании жилого и общественного пространства. Для начала можно привести в пример архитектуру раннего модернизма и русского авангарда. В начале ХХ в. получил развитие ряд идей нового человека, нового быта. Это эпоха зарождения эстетики стандартов, машинной эстетики.

В Советском Союзе тогда присутствовала уже на политическом уровне потребность в архитектуре, способной охарактеризовать новое государство. Поскольку одной из главных идей социализма было стремление к общему благу в ущерб личному, авангардная архитектура создавалась для человека новой формации.

Дома-коммуны значительно сокращали личное пространство, почти ликвидировали его. Иван Николаев в своем доме-коммуне организовал для студентов комнаты площадью 3 на 3 м со стеклянными дверьми, где помещалось две койки, все жизненные процессы предполагались общественными. Но уже в 30-е гг. ХХ в. общество вернулось к более традиционному устройству.

Произошло это, вероятно, не от невозможности перестроить человеческий быт, но от насильственного метода, которым это делалось. На самоощущение человека влияет не только форма и цвет пространства, но и количество и расположение других людей. Одним из главных стрессов в жизни человека на сегодня является повышенная концентрация людей в транспорте, а также в зрелищных зданиях.

Зачастую проблему создает не столько количество людей, сколько неправильное распределение потоков движения. Попробуем классифицировать факторы воздействия среды на человека и его работу: – геометрия пространства. Форма помещения и его габариты уже сами по себе способны создать определенный настрой. Сюда же входят и пропорции помещения, а также его вытянутость по горизонтали или вертикали; – цветовое решение.

Цвет помещения, его характеристики и рисунок также могут создать комфорт или дискомфорт. Отсутствие явной упорядоченной системы или определенного преобладающего движения в рисунке дают беспокойную психологическую реакцию; – освещение. Яркость и направленность света также определяют реакцию человеческого мозга; – концентрация и расположение людей в помещении.

Не только дистанция между людьми влияет на их самоощущение, но и взаимное расположение. Значительная часть особенностей визуального восприятия была описана Р. Арнхеймом, но он использовал в основном плоскостные модели. Архитектура же не просто воспринимается в объеме, существует еще и значительная связь визуального восприятия и осязания. Конечно, нельзя не принять во внимание и градостроительный аспект. Ориентировка по сторонам света влияет на инсоляцию.

Количество и направленность естественного света в разное время суток создает естественные или неестественные условия. Психологический комфорт и работа биологических часов зависят во многом от этих факторов. Все вышеперечисленные факторы воздействия на человеческую психику могут служить главным обоснованием любых архитектурных и проектных решений. Пока еще не существует полностью сложившейся системы, хотя многие исследования гештальтпсихологов и профессоров Баухауза немало сделали для получения особого рода архитектурного инструментария.