Философия симбиоза в проектах современных японских зодчих

Современная японская архитектура прочно заняла свое место в мире архитектуры ХХ столетия благодаря достижениям японских зодчих, сочетающих новые технологии и традиционные элементы японской культуры.

Одним из признанных японских архитекторов новейшего времени является Кисе Курокава (1934–2007), создавший множество объектов по всему миру, а также охарактеризовавший свое творчество как симбиотическое. В 1960 г. он основывает движение метаболистов, идея которого заключается в том, что город и его архитектура являются организмами, способными к росту и развитию.

Позднее теория метаболизма развивается в философию симбиоза. По мнению Курокавы, архитектура симбиоза находится в русле архитектуры постмодернизма и заклю чается в симбиозе архитектуры и природы, человека и техники, различных культур, исторического прошлого и будущего, локального и глобального направлений в искусстве.

Ключевыми словами архитектуры симбиоза являются «кластер (соединение клеток), город-сеть, уличное пространство, промежуточное пространство, общее пространство (полупубличное пространство), Ханасуки (симбиоз различных элементов), мегаструктура (Супер Домино), замкнутая система (город-кольцо) и эко-коридор». В философии симбиоза Курокавы важное место занимают такие категории, как «пустота», «промежуточное пространство», «серый цвет рикю».

«В японской же культуре именно этот промежуток (срединная зона) доминирует над двумя полюсами. Вероятно, именно отрицательное отношение к любым крайностям и противопоставлениям в культуре Японии и привело к тому, что понятию «тень» уделяется такое значительное место среди других культурных категорий. Соединяя свет и мрак, «тень», занимая центральное место, видоизменяет привычную для европейца дуальную схему».

Тадао Андо (род. 1941) – японский архитектор, лауреат Притцкеровской премии, утверждает: «Архитектура не автономна, она не существует сама по себе, а формируется всегда путем диалога с окружающей природой, городскими условиями, заказчиками и теми, кто будет пользоваться зданиями. А работать в разных странах мира для меня означает создавать межкультурную коммуникацию, вести диалог между Японией и остальным миром».

Таким образом, он также разделяет представление об архитектуре как архитектуре симбиоза, в его работах четко прослеживается влияние традиционной японской культуры. Проявление традиционных принципов японского зодчества можно проследить в архитектурном творчестве данных авторов. Музей искусств (архитектор Курокава Кисе) сооружен из армированного бетона и стали в г. Нагоя, Япония, в 1983–1987 гг.

В архитектуре музея использовано много промежуточных зон. Так, перед входом в музей образуется своеобразный коридор, который позволяет внешнему пространству плавно перейти во внутреннее. Такой переход издавна использовался в японской архитектуре с помощью традиционной веранды жилого дома – энгава. Здание имеет несимметричный образ, с плавно изгибающимися стенами, создающими пластичную нечеткую фигуру, которая обладает эстетикой японской традиционной культуры.

Цвет постройки серый, это цвет неопределенности, двусмысленности, что помогает зданию вписаться в окружающий ландшафт. Музей современного искусства (Хиросима, Япония, 1984–1988 гг.), возведенный из стали и армированного бетона по проекту Курокавы, олицетворяет собой симбиоз истории и природы. Для того чтобы здание не превышало по высоте окружающие деревья, часть выставочного пространства перенесена под землю.

В здание включается много промежуточных зон между архитектурой и природой: центральная площадь с колоннадой, патио, коридор, сад камней, каменная лестница. Дизайн крыши и стен постройки метафорически ссылается на традиционный японский амбар-хранилище – кура, соединяя историю и современные материалы: камни, черепицу и алюминий, используемые в конструкции фасада здания.

В строении архитектора Тадао Андо – доме Пьера Пренжье – сочетаются традиционные принципы японского зодчества и новейшие технологии и материалы. Это серого цвета неоштукатуренный бетон, из которого выполнены все стены виллы и который присутствует в большей части интерьеров. Окна особняка, обращенные к океану, напоминают решетчатые двери седзи, пропускающие мягкий свет внутрь помещения.

Внутренние интерьеры наполнены пустотой. Проект также символизирует связь, симбиоз с природой. Музей современного искусства (Форт-Уэрта, 1997– 2003) представляет собой взаимодействие пяти прямоугольных блоков общей площадью 4900 м². Структурность, свет и использование отражающей способности воды делают это строение уникальным в своем роде. Вытянутая вперед крыша музея и решетчатые окна являются символами традиционной японской архитектуры.

При ночном освещении здание как будто парит над поверхностью воды, создавая незабываемое впечатление. Галереи музея разворачиваются по горизонтали, что характерно для построек традиционной Японии, и таким образом формируется симбиоз природного окружения и архитектурного объекта. Рассмотрев на произведениях Курокавы и Андо взаимодействие категорий традиционного зодчества и достижений современной архитектуры, следует подчеркнуть, что философия симбиоза актуальна сегодня и прослеживается в работах других современных японских зодчих.