На проектных документах времени Нового царства лица колоссов, как и полагается на чертеже главного фасада храма, нарисованы в фас. Найденное изображение, по всей видимости, это древнейший дошедший до нашего времени архитектурный проект. Сейчас его можно увидеть в музее Луксора.
Там же выставлены несколько чертежей с планами гробниц. Интересен метод, при помощи которого древние строители переносили изображение в натуру. Поверх изображения они расчерчивали тонкую клетку, а затем методом увеличивали изображение, переходя после этого к работе в материале.
Также точно поступают и теперь при отсутствии более совершенных технических средств. По сути, эта клетка — первый из дошедших до нас примеров использования осей в проектировании и строительстве.
Надо сказать, что египтяне широко использовали подобные приемы и при изображении фигур людей на стенах гробниц. Сперва расчерчивали поле на полосы и квадраты, а затем первый, наиболее опытный мастер наносил краской схематическую проврись; за ним шли резчики, живописцы и т. д., пока изображение не было полностью готово.
Похожий метод существовал и у средневековых русских иконописцев. Египтяне таким приемом пользовались, как минимум, в середине второго тысячелетия до н. э. Кроме того, они умели изображать фасады больших архитектурных объектов. Например, на стене двора храма в Луксоре можно видеть ортогональное изображение фасада этого комплекса, выполненное весьма профессионально.
Теперь мы больше знаем о процессе проектирования, который существовал у египтян, хотя как проектировали во времена Древнего царства, например, пирамиды — по-прежнему не известно.
Как ни странно, о процессе проектирования в Древней Греции мы знаем даже меньше, чем о проектах египтян, хотя по времени античность к нам и ближе. Впрочем, почти наверное у греков были модели храмов, весьма вероятно, и чертежи, только они не дошли до нас. Доказательство того, что в процессе строительства греки пользовались проектными материалами, появилось сравнительно недавно.
В 1990-х гг. его обнаружил немецкий ученый Р. Хассельбергер, исследуя храм Аполлона в Дидимах (в Малой Азии). На гладкой стене основного помещения храма (наоса) им были открыты начертанные в натуральную величину профили основных элементов сооружения: сужающейся кверху колонны, капители, карниза и т. д. Очевидно, в конце работ стены должны были шлифовать, убирая при этом и «рабочую документацию».
Храм Аполлона Дидимейского был фактически построен, но по какой-то причине работы до конца не завершили, что и сохранило для нас бесценное историческое свидетельство методов работы греческих зодчих.
Можно предположить, что первоначальный замысел Иктина и Калликрата, когда они приступали к строительству афинского Акрополя и Парфенона, формировался в рисунке, но утверждать это сейчас невозможно, хотя, быть может, археологи со временем сумеют обнаружить фрагменты древних проектных материалов.
Зная уровень мастерства греческих скульпторов и имея возможность рассматривать рисунки на вазах, можно составить представление об общем уровне графической подготовки греческих мастеров. Нет сомнения, что уровень этот был очень высок. Точность расчета восприятия человеком величайших творений греческой архитектуры удивляет и поныне.
В архитектуре Парфенона зодчие смогли учесть даже несовершенство человеческого глаза, слегка исказив формы так, чтобы они казались абсолютно правильными. Современная архитектура до аналогичных высот уже не поднимается. Трудно предположить, что такая задача — можно без преувеличения сказать, что самого высокого уровня сложности — была решена без предварительных проектных проработок и расчетов.
Римляне переняли и развили как формы греческой архитектуры, так и методы строительства. В последнем они преуспели даже более греков. Поскольку объемы строительства в Римской империи были огромны, римляне активно применяли универсальные планировочные и конструктивно-пространственные элементы, из которых «составлялись» огромные и сложные здания — как, например, римские амфитеатры.
Планировка, функциональное зонирование, организация потоков зрителей и участников игр были здесь столь сложны, что без предварительных чертежей такой объект построить просто невозможно. Нет никакого сомнения, что чертежи и макеты изготавливались на стадии проектирования и утверждения проектов, которое проходило порой на самом высоком уровне (так, в создании римского Колизея участвовали и император Веспасиан, и его сын — будущий император Тит).
Римляне изобрели и начали широко применять бетон, прокладывая путь современным, индустриальным методам строительства. Но после падения Римской империи в Европе, особенно в Западной Европе, все изменилось и надолго пришло в упадок. В так называемые Темные века, которые наступили после падения Рима, строили мало, сооружения возводили небольшие и сравнительно несложные — и это понятно.
Вокруг существовало огромное количество оставшихся от римлян грандиозных зданий, которые тогда еще не были руинами. Средневековые европейцы предпочитали, если можно было, не строить заново, а приспосабливать для своих нужд уже имевшиеся объекты. Разумеется, ни о каком архитектурном проектировании тут речь не шла, и рисунок также не был нужен.