Голицынская больница

Голицынская больница

Университет, построенный по третьему проекту Казакова, имеет планировку «покоем». Несмотря на расположение главного корпуса в глубине участка, здание прочно связано с улицей благодаря достаточной длине фасадов — боковых корпусов, выведенных на красную линию Моховой улицы, равных по высоте главному корпусу здания.

В здании Университета зодчий применил композиционную схему крупной дворцовой усадьбы с развитой купольной центральной частью. Восьмиколонный ионического ордера портик с аттиком и купольное венчание центра, соответствующее большому центральному актовому залу в форме полуротонды, рустованный низ и лопатки верхних этажей — таковы основные черты простого и строгого облика здания.

При сравнении вариантов проекта и осуществленного здания Университета можно проследить последовательные этапы формирования типа общественного здания и изменение стиля в архитектуре 80—90-х гг.

Голицынская больница, также построенная Казаковым, знаменует дальнейший этап в развитии типа общественного здания. Это здание соединило в себе импозантность столичного монументального общественного сооружения с лучшими архитектурными качествами усадебных ансамблей, которым свойственно совершенство общей композиции, удобное расположение отдельных частей и тесная связь архитектуры с окружающей природой.

Главное здание образует своим средним, трехэтажным корпусом и боковыми, двухэтажными крыльями характерный для московских усадеб того времени парадный подъездной двор, отделенный от улицы оградой с двумя воротами. Фасадами боковых корпусов определена линия застройки Калужской улицы.

Позади них находятся хозяйственные дворы, отделенные от улицы и парадного двора Г-образными в плане крыльями здания. Расположение служб по сторонам, обычное в городских усадьбах, умело использованное в Голицинской больнице, позволило максимально приблизить зелень парка к главному лечебному корпусу.

В первом этаже главного корпуса размещались аптечная и административно-лечебная группа; во втором и третьем этажах — палаты. Помещения удобно располагались вдоль центральных коридоров, а варьированием их пропорций и форм достигалось разнообразие внутренней планировки.

Центральное место в композиции занимала церковь, которая вместе с тем расчленяла больницу на две обособленные группы — мужскую и женскую с отдельными входами, находящимися во внутренних углах двора. За больницей, спускаясь террасами к самому берегу Москвы-реки, простирался регулярный парк с тремя лучами аллей — главным мотивом его планировки. По линии берега была возведена подпорная каменная стенка с круглыми беседками-ротондами.

Принципы планировки больницы последовательно развиты в ее столь же ясной объемной композиции. Главное в ней — центральный объем с монументальным шестиколонным портиком, с куполом и

бельведером. Ротонда, неоднократно применявшаяся Казаковым, получила здесь новую трактовку. Зодчий вписал ее в центральный, квадратный в плане объем с глубокими экседрами по углам.

Мощная ионическая колоннада, несущая галерею второго яруса хор, завершается высоким кессонированным куполом, венчающим весь комплекс. Купол состоит из двух оболочек, причем в нижней сделано отверстие, через которое видна живопись верхней. Обе оболочки купола выложены из кирпича. Внутренний купол стянут металлическими поясами и кольцом деревянных связей.

Одно из крупных общественных зданий Москвы конца XVIII в.— Странноприимный дом Шереметева, построенный ВІ794—1807 гг. по проекту арх. Е. С. Назарова при значительном участии в работе Д. Кваренги.

Елезвой Семенович Назаров, бывший крепостной, отпущенный на волю, был в течение пяти лет помощником архитектора в баженовской «экспедиции строения Кремлевского дворца», и его творчество складывалось под непосредственным воздействием Баженова. С

1773 г. он был архитектором при Московском отделении Сената. Наиболее значительная работа Назарова — Странноприимный дом з Москве. Назаров построил также церковь Лазаревского кладбища и Знаменскую церковь Новоспасского монастыря.