Лоренцо Бернини (1598-1680)

Архитектор и скульптор Лоренцо Бернини родился в 1598 году в Неаполе. Образование получил у своего отца, известного скульптора Пьетро Бернини (1562-1629) в Риме, куда семья переехала в 1605 году. Там же Лоренцо Бернини выполнил для папы Павла V ряд скульптур, ныне находящихся в Ватикане: «Давид», «Аполлон и Дафна», «Похищение Прозерпины», которые принесли ему успех и известность. Работая при дворе папы Урбана VIII, он исполнил многие художественные заказы в Риме.

Архитектурная деятельность Бернини была разноплановой. Он сооружает знаменитые фонтаны на Пьяцца Навона (рис IV.40, 1V.41), строит президентский дворец па холме Книринале, дворец Барберини, один из прекрасных фонтанов — фонтан «Тритон» перед дворцом Барберини. Бернини работал в содружестве с архитекторами К. Фонтана и Ф. Борромини.

Бернини было 30 лет, когда его назначили главным строителем собора св. Петра. Он провел важнейшие работы в соборе и создал единый ансамбль на площади перед собором.

Бернини оформил интерьеры собора, а в центре, под куполом, создал нишу эдикулу — огромное сооружение из бронзы, которое покоится на четырех витых колоннах высотой 23 метра.

Колонны и балдахин покрыты чернью, на черном фоне выступают сверкающие позолотой детали.

Впечатление от интерьеров собора создают огромные ордера и статуи в нишах, большие архитектурные детали. Интерьеры залиты светом. Общее сочетание цвета в интерьерах — светло-серое, близкое к белому, яркий блеск и сверкание позолоты создают цветовой эффект. Находясь внутри собора, люди чувствуют величие и силу религии.

Значительной работой Лоренцо Бернини в Риме стала грандиозная колоннада перед собором св. Петра — самый крупный ансамбль в Италии XVII века (рис. IV.42). Колоннада дорического ордера поддерживает дугообразный мощный антаблемент, который венчает балюстрада со статуями снятых, расположенных но вертикали над колоннами. Перед овальной площадью Бернини устроил вторую площадь в форме трапеции — как бы аванзал. Пройдя аванзал, мы попадаем на овальную (излюбленное очертание зодчих эпохи барокко) площадь; от малейшего перемещения меняется ракурс: различный угол зрения создает эффект данности.

В центре овальной площади стоит древнеегипетский обелиск. Работы по установке монолита начались 3 апреля 1586 года, а закончились 10 сентября при стечении огромной толпы народа. На работах но установке монолита трудилось 900 человек. На большой оси овала, по краям, симметрично обелиску расположены фонтаны. Правый фонтан спроектировал К. Мадерна в 1613 году, а левый создал Бернини в 1675 году. (Спустя полтора века в дворцово-парковом ансамбле Петергофа архитекторы К. И. Бланк и И. Д. Давыдов установят два фонтана, похожие по внешнему виду на фонтаны на площади св. Петра, и назовут их Римскими) (рис. IV.43).

Колоннада на площади перед собором св. Петра — вершина творчества гениального Бернини.

Два полукружия колонн, словно две руки Всевышнего, простерты как бы для объятия всего человечества. Раз в год, во время большого церковного праздника, люди стекаются на площадь со всех сторон. В центре фасада собора на балконе в тиаре и мантии появляется папа римский. Возгласы приветствия разносятся по площади, и все преклоняют колени. Молчат колокола, молчат хоры, молчат серебряные трубы. Всеобщая глубокая тишина над площадью.

Вечный город и весь христиане кий мир внимают благословению папы.