Крыша как главный элемент биоморфной архитектуры Захи Хадид

Невозможно представить себе современную архитектуру без творчества такого автора, как Заха Хадид. Ее сооружения трудно спутать с чьими-то другими, она положила начало уникальной биоморфной архитектуре: формы ее зданий не противоречат естественной среде, их плавные линии органично вписываются в окружающую природу.

Также она стала первым архитектором, применившим метод цифровой архитектуры. Специалисты из архитектурной студии Захи Хадид применяют набор алгоритмических моделей для ряда процессов, создавая с их помощью основные схемы конструкции, впоследствии переработанные в планы и чертежи.

В результате этого передового способа проектирования у авторов проектов получаются удивительно органические и динамичные формы. Заха Хадид родилась в Багдаде в 1950 г. В 1972 г. окончила математический факультет Американского университета в Бейруте, затем училась в архитектурной школе Архитектурной ассоциации в Лондоне.

В 1980 г. она основала собственную архитектурную фирму Zaha Hadid Architects, в 2004 г. стала первой в истории женщиной-архитектором, награжденной Притцкеровской премией. Олимпийский центр водных видов спорта в Лондоне, разработанный Захой Хадид в 2004 г., представляет собой здание высотой 145 м, длиной 160 м и шириной 80 м, это крытый объект, вмещающий в себя два 50-метровых плавательных бассейна и 25-метровый бассейн для дайвинга.

Крыша здания выполнена в форме волны, мягко прогибающейся между плавательным бассейном и бассейном для прыжков с вышки. В подвальном этаже расположены раздевалки, другие подсобные помещения и тренировочный бассейн. Именно за этот проект Заха Хадид получила Притцкеровскую премию.

Главным элементом здания является стальная крыша весом 3200 т. Заха Хадид разработала оригинальную конструкцию крыши, построенную в сотрудничестве с инженерной компанией Rowecord. Строительство длилось 3 года (с 2008 по 2011 г.). Конструкция крыши держится на трех точках опоры: стене на юге и двух бетонных конусах на севере. Несмотря на сложную форму, крыша сделана из двух относительно простых пространственных элементов. Гнутые фермы тянутся с севера на юг и формируют пространство над бассейнами.

Фермы, подобно вееру, расходятся от центра в стороны. Изогнутая алюминиевая кровля символизирует морскую волну. Две крайние фермы выступают в роли связующих арок, которые образуют свободнонесущие крылья на каждой из сторон здания, создавая пространство для сидячих мест. По бокам вдоль крыши располагаются две временные пристройки прямоугольной формы, выполненные из легких стальных конструкций.

После завершения Олимпиады планировался их демонтаж для снижения количества зрительских мест до 2500 и превращения олимпийского центра в заведение для семейного отдыха (во время проведения олимпийских игр центр вмещал в себя 17 500 зрителей). Павильон Serpentine Sacler Gallery построен в 2013 г. в Лондоне. Это небольшая пристройка к старому кирпичному зданию XIX в.

Ранее здесь размещался пороховой склад, затем здание пустовало 50 лет, но пристройка преобразила помещение в выставочную галерею. Площадь здания составляет 1566 м2, высота 9 м от уровня земли. Павильон содержит в себе общественное пространство и кафе. Историческая постройка состоит из двух перекрытых цилиндрическими сводами парных помещений для пороха, а также окружающей их по периметру более низкой части, снабженной портиком.

Пристройка представляет собой сравнительно маленькое здание с плавной, обтекаемой поверхностью крыши-навеса. Основная часть пристройки – навес-мембрана криволинейной формы, замысловато огибающий западный фасад здания и перекликающийся с дорическим портиком старой постройки. Внешняя поверхность мембраны выполнена из ткани из стекловолокна и покрыта тефлоном.

Мембранное перекрытие зафиксировано по бокам стекловолокнистым укрепленным полиэстером, нижняя часть мембраны по периметру усилена стальными округлыми балками, по сути, фермами, эти же балки поддерживают навес-мембрану в трех местах его соприкосновения с поверхностью земли. Пять стальных колонн-опор, размещенных во внутреннем пространстве, образованном крышей, поддерживают мембранные перекрытия и служат также «световыми колодцами», доставляющими солнечный свет в интерьер.

Один из последних реализованных проектов Захи Хадид – культурный центр Гейдара Алиева в Баку – считается на данный момент вершиной ее творчества. Общая площадь здания – 57 519 м2. Здесь Хадид продемонстрировала принципиально новый подход к созданию архитектурного объекта: она создала нечто, даже не ассоциирующееся со зданием. Ее архитектурное творение практически полностью дематериализуется в некий синтетический, отвлеченный от всего вокруг ландшафт, втягивающий, манящий в свою выпукло-вогнутую геометрию.

Сетчатая оболочка комплекса органично «выходит» из-под травяного покрова парка и с помощью плавно переходящих одна в другую волн образует необычно текучую форму всего комплекса. Лишь некоторые ракурсы позволяют заметить здесь такие традиционные архитектурные элементы, как вертикальные стеклянные глади фасадов и врезанные в них окна и двери. В остальном это чистая скульптура и определить, что же находится внутри, невозможно.

В конструктивном решении кровли данного проекта Заха Хадид достигла совершенства. Главной характерной чертой центра Алиева служит кровляпокрывало, чью эффектную гибкую форму образует созданная архитектором структурная рама толщиной примерно в один метр, набранная из гнутых стальных решеток диаметром по 10 см, соединенных треугольными стальными деталями.

Эти детали также соединяют структурную раму с гигантскими стальными трубами, тянущимися через всю крышу и принимающими нагрузку. Раму поддерживают невидимые снаружи вертикальные опоры. С внешней стороны рама облицована плитами из литого камня или металлическими панелями, одинаково выкрашенными в белый цвет, причем каждая плита и панель имеет свои размеры и изгиб, выполненный с помощью вакуума.

При монтаже данной кровли площадью 4 га было использовано 12 027 таких панелей. Они имеют форму различных геометрических фигур: треугольника, прямоугольника, трапеции, параллелограмма. Внутри рама забрана в гибкие листы сухой штукатурки и воспринимается цельной скорлупой без видимых швов. Качество исполнения такой работы должно быть очень высоким, и форма строителям удалась.

Впрочем, не с первого раза: некоторые секции латаются и перестраиваются до сих пор. Уникальность проекта состоит и в том, что Захе Хадид удалось объединить три различных здания разного назначения под одной крышей: библиотека, музей и конференц-центр. Здания не связаны между собой, что облегчает нагрузку на несущую конструкцию.