Деревянное культовое зодчество в архитектуре Киева рубежа XX–XXI вв.

На территории Украины, как и всех постсоветских государств, церковное строительство возобновилось после длительного перерыва на рубеже 1980–1990-х годов. Как и в современной России, активному строительству новых культовых зданий способствовали утрата в советские годы многих церковных построек, изменение структуры расселения и всплеск религиозности.

Следует отметить два фактора, специфических для современной Украины, повлиявших на масштабы церковного строительства и формы сооружаемых зданий. Первый из них – ориентация руководства страны на построение мононационального государства с единой идеологией, требующей создания ряда исторических концепций и даже мифов.

Второй – церковный раскол, спровоцированный в послевоенные годы объединением в составе Русской православной Церкви (РПЦ) ряда религиозных групп. К ним относились православные, воспринимающие себя как часть единой на всем пространстве СССР церкви, националистически ориентированные православные, стремящиеся к созданию в границах Украины национальной православной церкви, и греко-католики – отдельная группа в составе католической церкви, со храняющая православную обрядность.

В 1990-х годах в ходе церковного раскола эти группы оформились, соответственно, в Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата (УПЦ МП), Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), Украинскую Греко-Католическую Церковь (УГКЦ) и ряд маргинальных групп.

Поощряемый на государственном уровне национализм и стремление сразу нескольких конфессий позиционировать себя в качестве наиболее соответствующих идее национального государства способствуют обращению в культовой архитектуре к традиционным для Украины формам церковного зодчества, рассматриваемым в качестве «национальных».

Деревянное культовое зодчество Украины представлено целым рядом архитектурных школ, существовавших несколько веков и обладающих как определенными отличительными признаками, так и общими характерными чертами. В ряде регионов страны, например в Галиции, местная школа деревянного зодчества просуществовала до 1930-х годов. Это делает естественным обращение архитекторов в поисках «национальной архитектуры» к формам деревянного зодчества, особенно при возведении построек, обладающих особой сакральной значимостью.

Характерным примером таких сооружений является Покровская церковь, построенная в 2000–2002 годах в тематическом парке «Мамаева слобода», призванном воспроизвести структуру традиционного казачьего поселения и популяризировать «казацкую» культуру. Строители позиционировали Покровский храм как «первую казацкую церковь», сооруженную в Украине с момента упразднения Запорожской Сечи.

Проект церкви разработала Лариса Павловна Скорик. Это трехсрубная постройка, ориентированная вдоль продольной оси, близкая по облику к деревянным храмам Надднепрянщины. Все три сруба увенчаны ярусными восьмериковыми завершениями под грушевидными куполами, с трех сторон церковь охвачена «опасаниями» – кровлями, вынесенными на консолях от поверхности стен.

К западу от нее поставлена трехъярусная звонница. Церковь принадлежит общине УПЦ КП. Другим любопытным примером традиционных форм является деревянная Благовещенская церковь, входящая в комплекс кафедрального греко-католического собора, сооружаемого на правобережье Днепра. Если сам собор – характерный образец модернизма в церковной архитектуре, то стоящая рядом Благовещенская церковь, построенная в 2007 году, достаточно точно воспроизводит формы деревянного зодчества Галиции – региона Украины с абсолютным преобладанием греко-католиков.

Это крестообразная в плане постройка, окруженная галереями, завершенная куполом грушевидной формы на невысоком восьмигранном барабане. Постройки, ориентированные на традиционное деревянное зодчество, есть и у общин УПЦ МП. В первую очередь можно отметить Всехсвятскую церковь, сооруженную в 2007–2008 годах у места предполагаемой постройки нового кафедрального собора УПЦ МП.

Крестообразное в плане небольшое здание также завершено грушевидным куполом, а за счет широкого выноса карнизов по периметру постройки также созданы подобия открытых галерей, однако, в отличие от двух предыдущих храмов, ее кровли покрыты не гонтом, а современной металлочерепицей. Интересен облик Никольской церкви на Юрковице, сооруженной в 2009 году по проекту Ольги Александровны Кругляк.

Это попытка реконструкции форм домонгольских деревянных церквей – невысокий прямоугольный сруб кафоликона перекрыт деревянной двускатной кровлей по курицам и потокам, над его восточным углом поставлена малая главка. С востока к храму прирублен квадратный алтарь, с запада – низкое крыльцо на два всхода. Построек, использующих формы современной архитектуры, в городе немного.

Среди них можно выделить Рождество-Богородицкую церковь на Старонаводницкой улице, построенную общиной УПЦ МП в 2008-2009 годах. Это центрическая, восьмигранная в плане постройка, перекрытая деревянным куполом, нижняя половина которого сделана прозрачной. Внутри по периметру стен проходит балкон хор. Надо отметить, что деревянные постройки в современном церковном зодчестве часто рассматриваются в качестве временных зданий, позволяющих при небольших материальных затратах быстро соорудить храм, чтобы позже приступить к строительству каменной церкви.

Такие малые церкви – простые по своему облику постройки, состоящие из одного или нескольких прямоугольных срубов под двускатными кровлями. Формы их сходны независимо от того, какой конфессии они принадлежат. Таких церквей в Киеве насчитывается несколько десятков. В целом, современное деревянное культовое зодчества Киева представлено большим количеством зданий. Наиболее интересные из них являются стилизациями традиционного украинского зодчества.