Трехпортальная композиция, находящаяся между башнями западного фасада Шартрского собора, называемая Королевским порталом из-за статуй библейских царей и цариц, украшающих колонны откосов, возникла, как принято считать, между 1145 и 1155 годами. Эта датировка основывается на нескольких косвенных документальных свидетельствах. Вплоть до 1142 года в соборных документах упоминается о пожертвованиях, производившихся ради строительства соборной башни. Следовательно, до 1142 года сооружалась только одна, северо-западная башня. В письме аббата монастыря Мон-Сен-Мишель Робера де Ториньи, датированном 1144 годом, говорится уже о башнях.115
Значит, в это время стали воздвигать юго-западную башню, и мог быть начат связывающий башни между собой Королевский портал. Кроме того, в шартрских соборных книгах, относящихся к 1152— 1156 годам, упоминается о мессе, отслуженной за упокой души некоего архидьякона Ришара, и о том, что он пожертвовал для западного фасада собора золоченую статую Богоматери.116
Не приходится сомневаться в том, что имелась в виду фигура сидящей Богоматери с младенцем в тимпане правого бокового портала. Кстати, на ней еще в первой половине нашего столетия были видны следы позолоты.117
Доказательством того, что Королевский портал был завершен в середине 50-х годов XII века, может служить дата освящения собора в Ле Мане—1158 год. Декор портала, открывающегося в южный неф этого собора, создавался под прямым воздействием скульптуры Королевского портала.
О правильности датировки Королевского портала 40—50-ми годами свидетельствует и типологическое сходство его с порталами западного фасада церкви Сен-Дени, оконченного в 1140 году, то есть за несколько лет до предполагаемого момента начала работ над шартрской композицией. Притягательная сила церкви Сен-Дени, обусловленная ее значительностью и художественным новаторством, территориальная близость Сен-Дени и Шартра, а также дружеские связи шартрского епископа Жоффруа с аббатом Сугери- ем достаточно объясняют родство этих памятников.