Конструкции и стройматериалы романской архитектуры

Основным типом перекрытий в храмах романского периода становится каменный цилиндрический свод, которым перекрывали центральный неф, боковые — крестовыми сводами. С начала XII в. крестовыми сводами начали перекрывать и центральный неф. Каменными сводчатыми перекрытиями заменяли существующие деревянные: очень часто в огне гибнут церкви. Для большей жесткости крестовый свод делали вспарушенным. Появление каменных сводов повлекло за собой увеличение массы стен. Перекрытие нефов крестовыми сводами давало возможность сосредоточить усилия в местах опирания подпруж- ных арок, то есть в отдельных точках. Для гашения усилий распора возводились контрфорсы.

В ХП в. в сводах с внутренней стороны появились ребра (гурты, нервюры), которые в виде тонких полуколонн с капителью и базой находили продолжение на вертикальных опорах.

В раннее средневековье сложилась так называемая связанная система: одной травее центрального нефа соответствуют четыре травеи боковых нефов в трехнефных храмах или восемь боковых в пятинефном (травея — ячейка свода). Появление связанной системы и умение сосредоточивать усилия в отдельных точках с помощью крестовых сводов (что сразу же нашло ответ в появлении в этих местах наружных стен контрфорсов) явилось важным достижением для дальнейшего развития романской архитектуры.

Основным строительным материалом этой эпохи служили различные породы камня (чаще известняк) и кирпич, который имел распространение в Нидерландах, Германии и на севере Франции. Качество строительства постепенно росло и к тысячному году произошли значительные улучшения. Стены выкладывали трехслойными: два внешних слоя из тесаного камня на растворе, внутренний — из камней и раствора. Своды делали по деревянным кружалам из тесаного камня или кирпича на растворе.

Пространственная структура церковного сооружения и его конструктивное решение очень четко читались во внешнем облике здания: сколько нефов, где находится трансепт, где происходит опирание крестовых сводов на стены и т.п..

Все строительство в эпоху романики находилось в руках духовных лиц. Наряду со странствующими монахами, занимавшимися постройками церковных и монастырских зданий, существовали и группы строительных рабочих- мирян, появившиеся в конце XI в. и включающие в себя и скульпторов. Они кочевали по Европе, так как для возведения светских построек, в том числе и укреплений, требовались профессионалы. Они же являлись носителями новых технологий, так как постоянно перемещаясь с места на место, знакомясь с различными изобретениями, сделанными их собратьями, профессионально отбирали и вносили в свой багаж разнообразные достижения. Вплоть до XII в. монахи были единственными строителями каменных зданий, причем не только монастырских или церковных, но и мирских. Монахи-строители ревностно оберегали свои секреты. Единственным трактатом того времени, дошедшим до наших дней, является книга монаха Феофила (Теофила), жившего в Германии и странствовавшего по Европе.

В Германии выделялась самобытная саксонская школа. В Италии сложились свои направления, среди них ломбардская и тосканская (для которой характерен так называемый инкрустационный стиль).

Наибольшее многообразие школ с самостоятельными традициями существовало во Франции: бургундская, нормандская, провансальская, аквитанская и другие.