Наибольшего расцвета Киев достиг при князе Ярославе Мудром (1019-1054), сыне Владимира Святославича. Это был период, когда Киевское государство представляло собой могучую державу, достигшую наибольшего политического значения среди других государств. На высоком уровне находились культура, искусство и строительное мастерство.
При Ярославе Мудром Киев приобретает крупные по масштабам того времени размеры. Город развивается в трех направлениях: плато к югу от «города Владимира», плато с западной его стороны и Подол. Вся территория, за исключением Подола, обносится стенами.
Наиболее значительными сооружениями, построенными при Ярославе, являются каменный Софийский собор, монастыри Св. Георгия и Св. Ирины, знаменитые Золотые ворота и др. По отзывам путешественников и летописцев, Киев по своему великолепию мог соперничать с Константинополем.
Застройка новых районов велась стихийно, без заранее составленного плана. Главными направлениями, по всей вероятности, являлись улицы, идущие от собора Св. Софии на север к Львовским воротам и на запад — к Золотым воротам.
Появление этих направлений, на пересечении которых был поставлен один из основных силуэтных скульптур Киева — собор Св. Софии, — дают основание предполагать о стремлении строителей к определенному урегулированию городской территории и созданию главной архитектурно-градостроительной доминанты в облике собора Св. Софии.
В период правления Ярослава Мудрого возникает второй центр Киева — Киево-Печерская лавра, — определивший дальнейшее развитие города на юг. Этот комплекс формировался в течение многих десятилетий. В 1089 г. было окончено строительство Успенского собора, затем остальные здания, включая трапезную, деревянные кельи и службы (фото 2).
В XII в. Киевское княжество в результате постоянных междоусобных войн приходит в упадок. В 1240 г. Киев был взят Батыем. Город был разрушен почти до основания, а население безжалостно уничтожено.
Начало возрождения Киева относится уже к XV столетию.
Остановимся более подробно на изучении названных построек, являющихся и по сей день выдающимися памятниками мировой архитектуры. Самый замечательный среди них — Киевский Софийский собор. Основан в 1037 г. Ярославом Мудрым.
Он был задуман как главный христианский храм Древнерусского государства, центр только что учрежденного церковного управления — «митрополии русской». Собор поставлен на месте битвы Ярослава Мудрого с печенегами в честь победы над ними. Свое название — София — получил в честь богини мудрости.
В Софийском соборе проходили торжественные церемонии, важные государственные акты. При соборе был основан центр книгописания, создана первая библиотека.
За свое долгое существование собор много раз подвергался разорению, восстанавливался и достраивался и дошел до наших дней с многочисленными надстройками и пристройками. Однако под позднейшими наслоениями сохранились его древние формы.
Собор представлял собой тип пятинефного крестово-купольного храма. На востоке нефы завершались полукруглыми в плане апсидами, украшенными снаружи небольшими плоскими полуциркульными нишами. С трех сторон собор был окружен галереями, на которых располагались открытые балконы — «гульбище». Позднее над галереями был надстроен второй этаж, а стены собора укреплены рядами подпорных полуарок — «аркбутанов» (фото 3).
С западной стороны постройки основного объема были пристроены две массивные башни, в которых располагались лестницы, ведущие на хоры. Объемы собора вырастали один над другим и завершались группой из 13 куполов. Форма центрального и боковых куполов — параболическая. Фасады здания были украшены пилястрами пучкового профиля.
Конструктивная характеристика собора: фундаменты собора — ленточные, выполненные из бута на известковом растворе с примесью цемянки (цемяночный раствор). Стены сложены из чередующихся рядов кирпича (плинфы) и камня, а арки, простенки, столбы, своды и купола — только из плинфы. Боковые нефы были перекрыты цилиндрическими сводами, торцы которых, выходя на фасады, образовывали своеобразную форму крыши, так называемые «закомары». На крещатые внутренние столбы опирается целая система арок, поднимающихся к центру ступенями. Переход от квадратного в плане центрального пространства к круглому барабану выполнен при помощи парусов. Вся эта сложная конструкция и снаружи и внутри храма, уходящего ввысь, создает пирамидальную композицию. Размеры собора (до пристроек) — 31 х 30 х 30 м.
Внутренняя структура собора находит отчетливое выражение в его внешних формах. Влияние византийского зодчества проявилось в тождественности формы и содержания. Конструкция крестово-купольной системы отразилась и на пластическом выражении. Опорным внутренним столбам отвечают снаружи выступы пилястров, полукружиям сводов — закомары (фото 4).
Интерьеры отделаны мозаиками, из которых наиболее великолепной была запрестольная икона, изображающая Богоматерь с молитвенно поднятыми руками — Мария Оранта (высотой 6 м). Кроме того, все стены, столбы были покрыты фресками, реставрированными в настоящее время.