Изучению письменных источников, в особенности советскими учеными, пролило свет на прошлое области, частью которой являлся город. Изучение архитектурных памятников города и его окрестностей на месте было начато в 1947 году одним из отрядов Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции. Результаты этого изучения опубликованы в «Трудах» экспедиции. В 1955 году, также по поручению Управления по делам архитектуры при Совете Министров, фиксационные работы в Мешхед-и-Мисриане были нами продолжены. Командированный Управлением архитектор О. В. Березин произвел обмеры минаретов. В настоящее время Мисриан находится в ненаселенном месте, около 50—60 километров от Атрека и в 22 километрах от скотоводческого колхоза Мадау. Гладь такыров, среди которых стоит город, отражает солнечные лучи, как водная поверхность. Издали силуэт города со стенами, башнями, минаретами, отражающийся в сверкающих такырах, кажется миражем.
Весь город сплошь покрыт звенящим под ногами ломом кирпича прекрасного обжига. По-видимому, постройки города были сооружены в основном из обожженного кирпича. На всей большой территории Мисриана сохранилась лишь группа сооружений в южной части — два минарета и руины портала здания, названного А. А. Семеновым соборной мечетью. Портал, судя по его боковым поверхностям, значительно возвышался над прилежащими частями здания. Сохранились пилоны портала и опорные части свода между ними. Нижние части пилонов завалены грудами кирпичного лома от разрушившихся нижних частей и упавшего свода. С учетом первоначального нижнего уровня и верха портала можно считать, что первоначальная высота его была около 18 метров. Пилоны сложены из светло — желтого кирпича «парами», на алебастровом, слегка сероватом растворе. Размер квадратного кирпича 22—23 сантиметра в стороне при высоте в 4,5 сантиметра. От уровня пят овода вся верхняя часть пилонов орнаментирована узорной выкладкой мелкими кирпичными и терракотовыми фигурными вставками. Узоры состоят из повторяющихся элементов (кроме надписи) и образуют полосы, которые, поднимаясь вверх по пилонам, над сводом занимали горизонтальное положение. Эта особенность — орнаментирование пилонов от уровня пят свода (обычно полосы орнамента на пилонах среднеазиатских порталов обходят рамкой вокруг портальной ниши, начинаясь от цоколя) — имеет большой архитектонический и художественный смысл. Нижние части Пилонов благодаря такому размещению орнамента кажутся более массивными, предназначенными нести вес сводчатого перекрытия портальной ниши. Наоборот, верхние части портала облегчены орнаментом, который, занимая лишь часть плоскости фасада, подчеркивает тектоническую роль верхних и нижних частей портала. Некоторые из терракотовых полос орнамента, в том числе надпись, а также узор на архивольте портальной арки, покрыты прекрасной по тону бирюзовой поливой. Введение в умеренном количестве цвета придает орнаменту большую выразительность. Колонны, поддерживающие арку — фас свода портальной ниши, поставлены в четверти в углах пилонов и сложены из лекального кирпича. Широкие швы парной кладки колонн украшены мелкой линейной резьбой в виде плетения. Плоскости стен очерчены рамками с плетением и покрыты мелкой линейной резьбой, представляющей или рисунок кирпичной кладки (как на галерее мавзолея Санджара), или геометрические узоры. Иной характер имеет резьба на поверхности свода. О технике, композиции и содержании этого орнамента можно судить по сохранившимся фрагментам овода у его пят. Вся поверхность свода обведена рамкой в три полосы. Две узкие полосы орнаментированы растительными завитками, третью, широкую полосу занимает куфическая надпись, перевитая растительными побегами. Среднее поле поверхности свода занято крупной сеткой из ромбовидных фигур, вырезанных глубоким рельефом; среди них более мелкой резьбой показаны переплетающиеся растительные завитки, листья, цветы. Вся орнаментация, как растительного, так и эпиграфического характера, выполнена с замечательным мастерством. Сохранность орнамента неудовлетворительная. Разрушение алебастровой штукатурки произошло, вероятно, после того, как замковая часть свода обрушилась, а сохранившиеся части стали доступны атмосферному воздействию. Осуществить фиксацию орнамента, размещенного на большой высоте, не представилось возможным. Портал представляет собой руины входной части несохранившегося здания мечети. Значительны повреждения портала, груды кирпича закрывают его основание. Однако и в этих условиях стройные пропорции, легкие и изящные форумы характеризуют его архитектурный облик. Орнамент из терракотовых элементов и кирпича масштабен, удачно выявляет архитектонику сооружения и тонкостью своего пополнения хорошо гармонирует с общим характером архитектуры. Очень высоки художественные качества орнамента — хорошо прорисованные растительные узоры, цвет глазури и эффект сочетания его с общим колоритом здания, удачное количественное соотношение поверхности цветных элементов и фона.