Обусловлен хозяйственным, политическим и культурным развитием России. Архитектура имеет сословный оттенок. Самые примечательные явления в ней связаны с государственным заказом, отражающим цели и идеологию крепнущего абсолютизма. Учитывая значительную роль Петра I в ее создании, целесообразно определять ее как архитектуру петровского времени.
Самым непосредственным образом она связана с предшествующим этапом — по типу отношений заказчика с архитектором, по методологическим признакам (работа по образцу), по ряду типологических признаков (объемно-пространственные структуры, конструкции, некоторые пластические средства). Новыми были принципы регулярной организации пространства и ордерные правила, почерпнутые в европейском зодчестве. Ассимиляция европейского опыта непротиворечива, она была подготовлена всем ходом истории русской культуры и отвечала региональным пространственным и эстетическим предпочтениям.
Первые сооружения, воплотившие принцип петровского времени, появились в Москве.
Крупномасштабное градостроительное проектирование началось с разработкой генеральных планов городов. Особое значение имело проектирование и строительство Петербурга, в ходе которого определены были принципы его пространственной организации на многие десятилетия.
Изменения опыта, хозяйства и культуры повлекли за собой появление новых по назначению зданий. Однако набор планировочных схем ограничен, композиционные правила и пластический язык универсальны. Архитектурное решение зданий петровского времени, как правило, рассчитано на «внешнего» зрителя — на организацию окружающего пространства, создание нарядного и торжественного образа.
Подлинным переломом в архитектурной культуре петровского времени следует считать преобразование проектной деятельности: введение проектного чертежа и архитектурной книги. Однако проектное проектирование совмещается с традиционным бесчертежным методом, что существенно влияет на характеристики архитектурных сооружений.
Опыт архитектуры петровского времени оказал существенное влияние на последующее развитие русской архитектуры, закрепив не только новые формы профессиональной деятельности, но и идеи регулярного градостроительства и архитектурного формообразования.
«Что о архитектуре речем? Каковое было и каковое поныне видим строение? — писал в 1725 г. сподвижник Петра I Феофан Прокопович. — Было таковое, которое насилу крайне нужде служило, насилу от воздушной противности, от дождя, ветра и мраза охранять могло, а нынешнее сверх всякого изряднейшего угодия красотою и велелепием светится». «Красота» и «великолепие» — понятия, издревле соотносимые на Руси с достоинствами архитектурных сооружений. Эстетическое удовлетворение, которое получал человек петровской эпохи в новой архитектурной среде, служило свидетельством правильности выбранного пути. В последующие десятилетия «красота и великолепие» сохранят значение ведущих критериев в оценке архитектуры.