Пожар 1812 г. уничтожил в Москве большую часть застройки. Погибли или были повреждены лучшие произведения архитектуры московского классицизма XVIII в., созданные Баженовым, Казаковым и их современниками.
Восстановление столицы выпало на долю следующего поколения московских зодчих: Бове, Жилярди, Григорьева и др. Восстанавливая город, они используют и развивают технические, планировочные и художественные достижения зодчих северной столицы и их высокое мастерство в создании архитектурных ансамблей.
Но архитектура послепожарной Москвы по сравнению с Петербургом отличается более скромными масштабами и интимностью, свойственными ей и раньше. Эти особенности проявляются преимущественно в жилищном и усадебном строительстве города и предместий. В официальных же сооружениях и ансамблях центра московский классицизм этого времени достигает, так же как и в Петербурге, большого величия и монументальности.
Государственная программа восстановления выгоревшей Москвы предусматривала не только постройку жилья для населения и воссоздание общественных зданий и ансамблей, но и крупную реконструкцию города, что потребовало разработки нового генерального плана Москвы.
Большой объем строительства, в процессе которого нужно было решать сложные инженерные и планировочные задачи, вызвал здесь, как и в Петербурге, учреждение в 1813 г. специальной Комиссии для строения города Москвы. В основу разработанного комиссией генерального плана был положен проект планировки Москвы 1775 г., присланный же из Петербурга план полной перестройки города, составленный архитектором Гесте, оказался нереальным.
Градостроительная концепция нового генерального плана Москвы заключалась в совершенствовании его исторически сложившейся радиально-кольцевой системы с сохранением в качестве архитектурного центра города величественного ансамбля Кремля с Красной площадью. Вокруг центра создавалось полукольцо взаимосвязанных площадей и комплексов общественных зданий, образующих единый ансамбль центрального района столицы.
Работы по выполнению генерального плана велись под руководством Комиссии для строения Москвы, ведущую роль в которой играл архитектор Бове.
Началом реализации намеченного плана восстановления города стала реконструкция Красной площади, осуществленная Бове. В проекте зодчего отразилось новое понимание площади как открытого общественного парадного пространства города в противоположность трактовке ее как делового центра в основном торгового значения.