История интеграции архитектурных объектов в пространстве

За последние 20 лет мир стал совсем другим. Этот процесс связан не только с техническим прогрессом, но и с глобализацией, и с вытекающей из нее универсальностью. Необходимость соответствовать этому новому миру заставляет людей меняться, что приводит к перегрузкам и, как следствие, к желанию как-то отгородиться от стремительно меняющейся жизни.

Проблему абстрагирования от внешнего мира можно решить, создавая универсальные, многофункциональные комплексы, которые отвечают всем запросам общества, т.е. интегральные пространства. Результатом интегрирования должно стать появление обоснованной среды для комфортного и длительного пребывания в ней человека на основе научного исследования и комплексного проектирования.

Есть много примеров интеграционных процессов в архитектуре. Точка отсчета в истории развития интегральных пространств – это атриумы как основной объединяющий элемент. В Италии в античные времена атриумом называли свободные пространства внутри дома, открытые сверху, окруженные, как правило, разными жилыми помещени ями.

В этот период формируются основные приемы образования атриума, включающие одновременно функцию и визуальный образ. Изобретение большепролетных конструкций стало результатом желания людей быть защищенными от окружающей среды и опасностей транспортного движения при посещении объемных общественных пространств, где было комфортно и интересно проводить время.

В XIX в. широкое распространение получили новые (линейные) пространства: аркады и галереи. Как правило, раньше это были улицы, теперь их перекрыли светопрозрачными конструкциями, чтобы не зависеть от капризов погоды. Галереи отличаются от атриума тем, что они не включены в структуру здания и могут являться самостоятельным архитектурным объектом, который развивается в пространстве горизонтально.

Улицы, частично или полностью перекрытые, – это и прообразы пассажей. Результат такой интеграции – объединение пешеходной зоной множества культурноторговых учреждений. Получается практически многофункциональная зрелищно-торговая структура. Пассажи возникали там, где всегда было много людей. Со временем они превращались в специализированные пешеходные зоны со множеством торговых и культурных центров.

По планировке пассажи представляют собой пространства, вытянутые в плане, которые могут располагаться в одном или в нескольких ярусах. В наше время стремительное развитие новых технологий, а также изменение самих форм торговли и прирост населения в городах привели к тому, что проектирование пассажей в крупных торговых центрах требует квалифицированного подхода и от архитекторов, и от инженеров.

Новое применение такого элемента здания, как пассаж – это переходы-пассажи в мостах. Прозрачные перекрытия делают и улицу, и пассаж многосветным пространством, благодаря чему окружающая среда как бы оживает, что помогает устанавливать эмоциональные связи с теми, кто пришел сюда. Следующим этапом развития интегральных пространств являются подземные «города» – торговые центры.

Такие подземные пространства имеют неограниченные ресурсы и обладают прекрасным свойством объединять архитектурные объекты или помещения в единое целое. Эта тема актуальна в связи с резко обострившимся в последнее время экологическим кризисом и необходимостью изменения образа жизни человека на Земле с целью сохранения его как вида, а также потребностью в существовании комплексных центров искусств.

Сегодня становятся все больше привлекательными именно многофункциональные объекты, а для того, чтобы все элементы такого сложного комплекса составляли единое целое, нужно, чтобы в планировке здания был связующий элемент, например, атриум, что сейчас очень модно. В этих новых условиях развития общества архитектура продолжает выполнять свою основную функцию – удовлетворение коммуникативных и психических потребностей человека.

При анализе сходства и различия между пассажем и улицей, атриумом и площадью приходит понимание, что пространства разных объемов и площадей воспринимаются нашим обычным сознанием по-разному. Это значит, что чем больше объем пространства, тем сильнее рефлекторное желание человека замедлить свое движение или даже остановиться, т.е. у архитектора много возможностей, только манипулируя объемами, уже сделать окружающую среду привлекательнее.

Сейчас каждый человек должен не просто осознать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, но и сделать все возможное, чтобы улучшить окружающую его жилую среду.