Освящение градостроительных структур X -XVII вв. в христианских странах принимало различные смыслы. Были распространены крестообразные в плане композиции, формируемые расположенными на обширной территории культовыми и другими монументальными зданиями.
Эта закономерность корреспондируется с общественным сознанием средневековья: «… в своем смысловом аспекте город соотнесен для средневекового человека с храмом; город — это как бы просторный храм, храм как бы средоточие города…». Символические крестоподобные построения приобретали разное формальное выражение.
В Киеве X —XI вв. каждая из ветвей и центр умозрительного креста образовывались зонами концентрации значительного числа церквей, а воротные башни укреплений также размещались крестоподобно. Во Владимире XII в., Тырново XIII-XIV вв. две взаимно перпендикулярные пространственные оси фиксировались соответственно двумя парами сооружений-доминант, центр креста тоже закреплялся зданием.
Признанная сакральность приема подтверждается организацией крестообразной схемы не только материальными объектами, воспринимаемыми конкретно-чувственно, но и характером расселения в плане города определенных социальных групп. В Москве XVII в. слободы стрельцов и пушкарей образовали четыре жилых зоны русского войска, которые вместе с районом поселения воинской аристократии в центральной части создали подобие равноконечного креста.
Помимо требований обороны такое расселение связано с древнерусскими представлениями «о воинском служении, неразрывной связи земного войска с войском небесным, составляющих вместе Церковь Воинствующую».
В градостроительных композициях наблюдалось также символическое воплощение структуры православного храма. В Пскове XIV —XV вв. овальная площадь для проведения вече фланкировались Троицким собором, а с противоположной стороны — оборонительной стеной (Персями), посередине которой возвышалось звонничное сооружение этого собора.
Сам собор ассоциировался с алтарной частью символического храма под открытым небом, колокольня на Персях со звонницей над порталом такого храма, а вече между ними — с трапезной, служившей для братчинных сходов, духовных бесед и общинных молебнов.
В Москве XVI -XVII вв. символический храм образовывала система: колокольня Ивана Великого и собор Рождества Христова с приделом Воскресения (построены во образ храма Гроба Господня в Иерусалиме) — звонница и притвор; Спасская проезжая башня Кремля Царские врата иконостаса; Троицкий собор (по другим источникам — Покровский собор) с Лобным местом перед ним, означавшим амвон — алтарь пространственного храма. Также храм под открытым небом, но меньшего масштаба формировался ансамблем кремлевской Соборной площади.
Приведенные примеры раскрывают общий подход теологического анализа градостроительных объектов. Методика такого анализа в настоящей работе основана на гипотетическом установлении подобия черт градостроительных структур христианским символам и нацелена на выявление закономерностей:
- формирование отдельных свойств городов во образ почитаемых христианских столиц — Палестинского Иерусалима и Константинополя;
- уподобление градостроительных композиций Иерусалиму Небесному;
- традиция использования числовой символики, воплощаемой в объемно-пространственных формах.
Сравнительный анализ.
Системное сопоставление градостроительства Беларуси и других регионов, установление истоков и направлений культурного влияния, характера взаимозависимостей не входит в задачи монографии. Выборочное применение в работе сравнительного анализа имеет целью рассмотрение и оценку некоторых явлений искусства строительства белорусских поселений в контексте мирового градостроительного мышления.
Метод заключается в сопоставлении однородных свойств, фиксации закономерностей, общих для Беларуси и других европейских стран, выявлении на этой основе отдельных своеобразных качеств белорусского градостроительства.