Композиция окон собора

Стройная и целесообразная — определяет иерархическую холодность и подчеркнутую аскетичность интерьера. Одинаковые восьмиоконные композиции барабанов не дают столько света в основной внутренний объем, сколько его поступает из больших фасадных окон с гигантскими откосами-раструбами, направляющими световые потоки. Интерьер лишен каких-либо украшений: отсутствуют карнизы и лопатки на стенах, постаменты и капители у столбов. Первое упоминание о росписи интерьера относится к 1669 г. То есть первоначально пространство не было расписано и воспринималось более строгим и единым.

Однозначно определить типологический источник, используемый в организации внутреннего пространства валдайского собора, затруднительно, но определить круг источников возможно.

Очевидно, что пространственно-плановая схема Иверского храма родилась в результате слияния основных конструктивных черт обоих кремлевских соборов. Главными признаками, позволяющими говорить о соборе Фиораванти как об образце, являются крестовые своды в рукавах трансепта, неартикулированный характер сводов, композиция алтарного пространства с двойными промежуточными арками, наличие внутристенных лестниц, хорошо освещенный рациональный интерьер и тонкие опоры. Все это должно было узнаваться как элементы интерьера Успенского собора.

Аналогично можно узнать черты Архангельского собора, адаптированные в соборном строительстве XVI в. и уже через последнее перешедшие в композицию валдайского храма: выделенный пространственный крест, использование полуциркульных и коробовых сводов, устройство подпружных арок на различной высоте и разноуровневых сводов с сильно пониженными боковыми западными компартиментами. Последние черты придают валдайскому храму качества пространства Архангельского собора: иерархичность и светотеневую контрастность между освещенностью средней храмовой зоны и затемненными ячейками сводов.

Кроме очевидных столичных аналогий, во внутренней структуре Иверского собора прослеживаются влияния других образцов. Параллели можно провести с соловецкой архитектурой — в характерном композиционном решении центрального светового барабана с наклоненными внутрь гранеными стенками. Этот прием, использованный в Спасо-Пре- ображенском соборе (1558-1566 гг.), дал повод предполагать первоначальное шатровое завершение соловецкого храма60. В валдайском соборе наклон граней не столь выражен, как на Соловках, но общая композиция близка соловецкой, в частности ее пропорциональное решение: пояс окон по аналогии со Спасо-Преображенским собором существенно завышен и располагается непосредственно перед сводом, а нижняя зона барабана (на Соловках отделенная от окон двухуступчатым карнизом) образует подобие граненого постамента под окна.

Образ интерьера валдайского собора построен на принципах, характерных для внутренних пространств новгородских храмов XVI в., являющихся новгородской версией столичной архитектуры своего времени. Для создания валдайского образа используется минимум средств выразительности при общей продуманности и композиционной законченности громадного замкнутого внутреннего объема. Определяющими художественными качествами интерьера являются монументальность и строгая простота. Значительные размеры четверика позволили создать свободное, лишенное пространственной дробности помещение с мерно расставленными опорами и крупными внутренними членениями. Подчеркивают общую монументальность новые, ранее не встречавшиеся в шестистолпных храмах формы: большие соборные окна в один ряд и восьмигранные световые барабаны. В холодный сдержанный интерьер, лишенный архитектурной декорации, эти формы вносят разнообразие и мотивы новизны.

Таким образом, в Иверском соборе был создан интерьер, композиционные особенности которого сформировались из нескольких источников. Происхождение основополагающих черт обусловлено, во-первых, архитектурными пристрастиями патриарха Никона, а во-вторых, влиянием образцов. В результате сложилось торжественное, церемониальное пространство, выстроенное в рамках традиции шестистолпных храмов, но с использованием новаторских элементов, связанных с активной ролью патриарха в процессе проектирования и строительства. Валдайский интерьер — функциональный и систематизированный — задумывался Никоном, возможно, с целью создания образцового соборного пространства, но в итоге его монументальные формы и просчитанные пропорции не сложились в отдельную традицию, и его оригинальный образ в дальнейшем развитии соборной типологии существенной роли не сыграл.