Готический стиль в архитектуре

Готический стиль припадает на 12-15 столетия. Порой европейские страны переживали сравнительный экономический и культурный упадок, это привело к отказу от классического римского стиля. Готика, наиболее полно сформулированная кафедральными святилищами с их стрельчатыми арками, витражными окнами и религиозными символами, окрасила собой круглую систему художественных представлений. Распространение и развитое влияние магометанства породило любовь к применению геометрического орнамента и мозаики в шлифовании полов, стен и даже мебели, необычно в полночною Африке, Испании и Восточной Европе гору людей тогда жили в укрепленных городах или феодальных замках, где-либо закрытое пространство оказывалось либо чрезмерно близким и переполненным людьми, либо чрезмерно свободным и прохватываемым насквозь. Убогая бытовая мебель состояла из сундуков, харчей , табуретов и скамей.

Готический стиль в архитектуре

Готические сооружения имели в сочетании с их высотой и большую протяженность. Так, например, Шартский собор по протяженности простирается на 130 м при длине трансепта в 64 м. Чтобы обойти это здание, придется пройти примерно полкилометра. Особенностью архитектуры этого собора является то, что с разных углов обзора здание смотрится по-разному. Готические соборы отличаются от романских церквей, с их простоватыми формами, ассиметрией и неоднородностью. Готические храмы необозримы, а каждые его фасад, украшенный порталами, индивидуален. При взгляде на готический собор складывалось впечатление, как будто стен нет, фасад состоял из галерей, арок, башен и огромных окон витражей. Фасады представляли собой обилие ажурных форм и скульптур. Для французской готики было характерно обилие скульптур как на фасадах зданий, так и в украшении интерьеров. Так, например, Архитектура Шартского собора насчитывает около 10 тыс. статуй. Они располагались везде, в галереях и порталах, а также на лестницах, на кровле, карнизах, консолях, под сводами капелл и даже на водостоках. Таким образом, готический собор представлял собой целый мир, вобравшим в себя жизнь средневекового города.

Готика драматична, но она отнюдь не мрачна.

Так, а какими же были города в Средние века? Городское население в своей основной массе составляло свободное население. Ремесленники в средние века уже не являлись слугами, они часто объединялись в цеха или союзы. В большинстве городов были построены университеты. Общественные здания уже возводились исключительно по заказу общества.

Такие здания, в частности соборы зачастую строились в течение продолжительного периода времени. Все художественное оформление готических соборов представляло собой своего рода энциклопедию средневековых знаний, которые были подчинены церкви. Каждый построенный собор был индивидуален, отражая определенную тему. Так, например, собор Парижской богоматери построен в честь богоматери, в нем все посвящено тому, что с ней связано, а Амьенский собор отражает идею мессианизма. Его фасады украшают скульптуры пророков. Но идеи соборов все же были довольно расплывчатыми, а их аллегории условными, поэтому в них часто можно встретить различные мотивы, которые не связаны с религиозной концепцией устройства мира. Мастерство средневековых зодчих превращало грубый камень в изящные ажуры. Вряд ли в истории найдется еще хотя бы один такой стиль, который создавал столь органичные сочетания различных видов искусств. Готические храмы характеризует преобладание скульптур в над живописью в украшении их интерьеров, если только не считать витражи. Это определялось архитектурой зданий, так как стены были украшены обилием каменной резьбы, они стали непригодными для фресок.