Архитектура средних веков – застой или движение вперед?

Архитектура – это такой необычный вид искусства, который одновременно сочетает в себе и приятное и полезное, последнее становится более очевидным, если учесть, что зодчество приносит немалую прибыль. Вспомните, только для того чтобы посмотреть на древние памятники архитектуры, или даже современные, но необычные со всего света приезжает множество ценителей, да и просто любопытных. Бюджет Италии, Франции, Египта и многих других стран ежедневно пополняется за счет туристов, приехавших ознакомится с творчеством градостроителей, а порой просто прикоснуться к руинам древних городов. Например, Карфаген, бывшая финикийская столица, много веков назад разрушенная, является объектом паломничества уже столько лет!
Архитектура каждого периода в истории человечества по-своему хороша и интересна. В средние века (к которым причисляют отрезок времени примерно с момента падения Римской империи в V веке вплоть до череды революций в XVII веке) искусство было глубоко теологичным, так как в основном заказы зодчим поступали на возведение. Именно церковь весь этот долгий период времени играла наиболее важную роль в жизни народов.

На рассвете средневековья сформировался романский стиль . Археологи из Франции дали название данному направлению искусства после того, как определили сходство старинных построек того времени с древнеримскими сооружениями. Яркими представителями того времени, чьи имена дошли до нас, можно назвать Аврелия Августин, Боэция Аницийя Манлия Торкват Северина, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра и некоторых других. Их произведения отвечали всем потребностям того времени – массивные, с мощными стенами и большими башнями, почти аскетические. Без излишеств, даже без легкого намека на изящество – простота линий, здравый взгляд на окружающий мир. Вот когда выражение «мой дом – моя крепость» как никогда точно соответствовало действительности. Замки, храмы, обнесенные толстой стеной и окруженные рвами – вот основные постройки того времени. До нашего времени сохранились некоторые памятники архитектуры романского стиля не только в Европе – в Италии, Франции, Германии, но даже в России, например в работах новгородских зодчих или владимиро-суздальских. Естественно, что у них был собственный стиль, но влияние Древнего Рима они испытали и на себе.
На смену романскому стилю пришел стиль готический (название пошло от имени одного из германских племен – готов). Данный стиль ни на йоту не отошел от религиозной направленности того времени, но свое наибольшее развитие получил в тех странах, где бразды правления обрела католическая церковь. Как и прочие стили, он полностью отражал свое время и новые этапы становления общества. Замки знати постепенно обретают более замысловатые конструкции, быстрыми темпами развиваются города – они заключают в себе целые ансамбли с центральной площадью и главным собором, с крепостями, мостами, домами. Стены и своды зданий теперь не столь массивны, усложняются формы, больше внимания уделяется гармонии и красоте. Архитектура отражает бесконечный позыв движения вверх, к небу. Она богато украшена стрельчатыми арками, узорами, витражами рельефами и статуями. Принципы готического стиля дошли до многих народов – до немцев, испанцев, англичан, шведов, чехов. Удивительно, но на Кипре и даже в Сирии готика нашла свое отражение благодаря воинам, пришедшим в эти страны с длительными крестовыми походами и принесшими свою культуру.
Но время не остановилось, оно двигалось вперед, накопленные знания и новые, приобретенные, требовали выхода в измененных формах. На смену готическому стилю в ХVI веке постепенно приходит ренессансная культура (еще ее называют эпохой Возрождения). Вначале своего развития она являлась неким миксом лучших готических традиций и достояний античного искусства. Эпоха Возрождения – это освобождение от гнета церкви, провозглашение верховенства ума и ценности человека. Обычно архитектора Филиппе Брунеллески называют родоначальником данного стиля. Стиль Ренессанс поистине являлся настоящим глотком свежего воздуха, поэтому получил широкое распространение не только в Европе, но и в Азии.