На пороге XIII века в Европе возникает новый стиль — готический. Свое название «готический» стиль получил в эпоху Возрождения. Итальянские мастера XV-XVII веков, опираясь на античное искусство, не только возрождали идеи и формы Древней Греции и Древнего Рима, но и создавали новые, считая искусство предыдущих X-XII веков варварским, т. е. готическим.
Название «готический» не имело ничего общего с народом — готами. Уже в эпоху Возрождения, когда появилось название «готическое искусство», готов не существовало. Это германское племя остготов было частично уничтожено, частично слилось с другими племенами во второй половине прошедшего тысячелетия.
Одним из авторов этого названия был великий художник и архитектор эпохи Возрождения Санти Рафаэль. Будучи во Франции, он был обескуражен и подавлен новой архитектурой, ее конструктивными решениями. Архитектурные памятники Древней Греции и Древнего Рима стояли перед глазами Рафаэля и не давали ему возможности понять новый стиль, новое направление в архитектуре. В своей записке папе римскому Льву X о посещении Франции, описывая эти сооружения, он назвал их «архитектурой варваров, готов».
Готический стиль, готическая архитектура были как бы продолжением романской. Эти два стиля имели много общего, в частности то, что основным строительным материалом был камень. Но имеете с тем существовала большая разница в конструкциях зданий. Романская архитектура отличалась чрезмерной массивностью стен и сводов, тогда как готическая была основана на легких каркасных конструкциях.
Начало XIII века было отмечено быстрым ростом городов, увеличением населения в них. Строятся большие общественные здания ратуши, возводятся соборы. С развитием торговли, ремесел строятся и специальные здания.
Самым выдающимся техническим достижением готической архитектуры явилась конструкция готического храма — новая каркасная система. Она позволила строить огромные соборы, намного уменьшить толщину стен, а следовательно и нагрузку па них, поэтому в дальнейшем можно было создать необходимое освещение главного нефа через оконные проемы в боковых стенах. Соответственно каркасная система привела к экономии строительных материалов.
Основными элементами готического каркаса являются нервюры, контрфорсы, аркбутаны и пучкообразные столбы-колонны. Нервюры — выступающие ребра свода — имели различные профили, очертания. Они в виде арок накрест перекрывают ячейку нефа, выкладываются из камней, а затем по ним с помощью опалубки (формы) возводится свод. Такая конструкция позволяла уменьшить толщину свода и соответственно вес свода, что в свою очередь уменьшало нагрузку на колонны. Очертание такого готического нервюрного свода всегда было стрельчатым. Свод опирался на пучкообразные колонны, а не на стену.
Главным элементом готической архитектуры является устой, который состоит из аркбутана и контрфорса. При системе нервюрных сводов стена не имела большого значения для устойчивости свода, а увеличивалось значение контрфорса. Гели здание было одно пролетным, то вся нагрузка передавалась на контрфорсы. Если здание было трёхдневным, то контрфорсы отделяли от опор среднего нефа и устанавливали у стен боковых нефов, а соединительным элементом между средним нефом и контрфорсом был аркбутан — наклонная полуарка. Но иногда аркбутаны делали двухъярусными — это зависело от высоты среднего нефа и пролета его сводов.
Контрфорсы в таких соборах книзу имели утолщение, так как они испытывали двойную нагрузку — от среднего и бокового нефов. Чтобы повысить устойчивость контрфорса, на него увеличивали нагрузку в виде башенок пинаклей или в виде остроконечного завершения — фиала.
Огромные окна стрельчатой формы заполняли плоскости между опорами. Окна имели резные переплеты из нескольких фигурных рам, которые последовательно вставлялись друг в друга. Переплеты заполнялись витражами с изображениями святых или культовых сцен. К окнам в боковых стенах дополнительно были сделаны круглые окна розы на главном фасаде и на торцах трансепта.
Главный фасад соборов, как и романской церкви, ограничивался двумя башнями, но их размеры были намного больше. Величественные башни стали неотъемлемой частью готического собора. На главном фасаде устраивали три входа, из которых средний был большим. Входы оформляли в виде стрельчатых, уменьшающихся по мере удаления арок, завершаемых треугольными резными фронтонами — вимпергами.
В готических соборах большое значение имела скульптура. Во внутренних помещениях везде можно было видеть статуи, малые фигуры и барельефы.
Каркасную систему имели не только культовые сооружения. Деревянные каркасы применялись и в жилищном строительстве. Деревянный каркас назывался фахверк. У жилого дома с таким каркасом первый этаж был каменным, а верхние этажи, начиная со второго, имели фахверк. Промежутки в деревянном каркасе заполнялись кирпичом. Окна в большинстве случаев делали большими. Крыши домов покрывались черепицей.
Развитие ремесла и торговли сопровождалось строительством городов. Каждое ремесло имело свое место в городе — улицу, переулок, кварта,’!. В городах выделялись две главные площади — соборная и торговая. На соборной площади стояла церковь, сюда приходили горожане для всяких собраний. На торговой площади или вблизи нее строилась ратуша, здесь возводились торговые ряды, набатная башня с часами и колодец или фонтан. Торговая площадь обносилась со всех сторон галереями.
Средневековое романское и готическое зодчество казалось архитекторам последующей эпохи варварским, грубым и страшным. Но романские и особенно готические зодчие внесли большой вклад в дальнейшее развитие архитектуры.
Из сохранившейся литературы можно узнать, что зодчие той эпохи знали методы вычисления размеров частей зданий и сооружений. Они интересовались проблемами механики. Сохранились трактаты, где даны размеры конструкций соборов с учетом не только обычных нагрузок, но и вибрационных нагрузок от колокольного звона.
Трудно согласиться с архитекторами эпохи Возрождения, что готика была варварской, читая строки из трактата доминиканского монаха Винцента де Бове «Великое зерцало», посвященные архитектурно-строительному делу: «Архитектура рождается из практики и теории. Практика есть непрерывное упражнение и осуществление на деле, которое выполняется руками. Теория же есть то, что показывает и объясняет расчеты и пропорция возведенных построек».
Человек из племени варваров не смог бы написать это.
Задолго до возникновения готического стиля в Европе, далеко за ее пределами, в Малой Азии, великий армянский зодчий Трдат (середина X — начало XI века) строит знаменитое культовое сооружение — трехнефную купольную базилику в Ани (989- 1001 гг.), которое по своей архитектурной значимости является произведением мирового значения. В этом сооружении Трдат впервые применил пучкообразные колонны для внутренних устоев, которые поддерживали стрельчатые арки, а также другие конструктивные элементы ранней готики.
Спустя три столетия эти конструктивные решения возникли в Европе, а впервые во Франции, где появились свои традиции и направления благодаря конструктивной схеме, которая позволяла создавать разнообразные формы. Во Франции, на родине готики, в зданиях чувствовалась соразмерность по горизонтали и вертикали, в Англии главную роль играла горизонталь, в Германии господствовала вертикаль.
Некоторые готические соборы возводились очень долго, и к окончанию строительства от первоначальных планов и идей оставалось немного. Так, например, Кёльнский собор в Германии начали строить в 1248 году, а закончили в 1880 году; Миланский собор в Италии, начатый в 1386 году, доделывали в 1808 году; Нотр-Дам — собор Парижской Богоматери строили с 1163 по 1345 год.
Это было связано с отсутствием строительного опыта при сооружении подобных зданий. Возможно, были и другие причины.