Со второй половины XII в. начали складываться благоприятные предпосылки для развития ремесленничества и торговли, что в свою очередь создавало условия для роста и укрепления городов, увеличения их населения и, следовательно, расширения в них строительства жилых домов, гражданских и церковных сооружений. Готика — следующая, более высокая ступень романского стиля, постепенно вырастала из романики. В эпоху готики, как и в романский период, именно Франция, ее северные области, Иль-де-Франс с центром в Париже, Шампань с центром в Реймсе, Пикардия с центром в Амьене, явились площадкой, где в XII в. зародилось, а в XIII в. достигло своего наивысшего расцвета новое стилистическое направление — готика.
Сам термин готическая архитектура появился в эпоху Возрождения в Италии, где им обозначили архитектуру готов, то есть архитектуру варварских племен и всего средневековья. Позже готической архитектурой стали называть архитектуру периода с конца XII по начало XVI в.
Обычно используется следующая периодизация готического периода: конец XII — середина XIII вв. — ранняя готика;
XIII-XIV в. — высокая (зрелая, лучистая) готика;
конец XIV — середина XVI вв. — поздняя или пламенеющая готика.
К концу XII в. города оттеснили на второй план монастыри и заняли их место политических, экономических и духовных центров. Изменяющийся уклад жизни способствовал расширению строительства гражданских сооружений: административных, цеховых, торговых, складских, больниц и др.
Активное строительство, которое разворачивалось в богатеющих городах, способствовало совершенствованию конструкций, накоплению опыта строительства. Ремесленники по виду деятельности объединялись в профессиональные союзы — цеха, которые представляли собой закрытые структуры и строго хранили секреты мастерства, передавая их от отца к сыну и внуку. Цех представлял собой определенную политическую силу. Во Флоренции, например, членство в цехе было равносильно обладанию гражданскими правами, поэтому там количество цехов регламентировалось. В Венеции, в силу специфики развития государства, цехи оставались чисто производственными объединениями. В X в. в Венеции насчитывалось 142 цеха. Вместе с тем само существование цеха препятствовало персонификации строительства, архитектор осознавал себя не самостоятельной личностью, а лишь частичкой организма под названием «цех».
Цех строителей объединял каменщиков, штукатуров, цементщиков. Чтобы стать профессиональным каменщиком, нужно было учиться не менее шести лет. Один каменщик мог иметь только единственного ученика, а старшина цеха — двух. Каменщики владели навыками практической геометрии: место стен, колонн определялось геометрическим построениям с помощью специальных инструментов: отвеса, правила, мерной трости. (Так как в Средние века не было унифицированных единиц измерений, мастер сверял свои собственные измерительные трости со стандартными, принятыми в каждом конкретном городе.) Иногда разбивка сооружения осуществлялась на пергаменте, чаще — на оштукатуренном полу, именуемом тразурой.
Основным строительным материалом для крупных сооружений по- прежнему оставался камень. Но в некоторых областях Франции, в Ломбардии, северных землях Г ермании, в Нидерландах, так же как в эпоху романи- ки, было распространено строительство из кирпича. В массовом строительстве в эпоху средневековья основными материалами по-прежнему были более дешевые и распространенные в этой местности, а такими материалами служили дерево, которое использовалось в фахверковых конструкциях, а также всевозможные породы камня. В некоторых местностях традиционно использовали кирпич.
Со временем сложились характерные планировочные особенности готической церкви. В плане сохранились вытянутые очертания, место трансепта изменилось: он переместился с восточного конца ближе к геометрическому центру здания. Укоротилась длина ветвей трансепта, иногда он почти не выступал за пределы очертаний основного объема церкви. Редко встречались нартекс и крипта, увеличилось пространство хора, появились дополнительные капеллы. Для большинства районов Франции характерными оставались полукруглые очертания апсид хора, для Англии — рубленые, прямоугольные. Наиболее распространенным типом храма служил базиликальный трех или пятинефный, реже — зальный.
Конструктивная система собора зрелой готики представляет собой каркас, который состоит из опор (столбов, колонн), нервюрного свода стрельчатых очертаний, аркбутанов и контрфорсов. Нужно отметить, что почти все элементы готики появились в эпоху романики. В процессе развития готики все части конструктивной системы эволюционировали, изменяясь по мере совершенствования конструкций, связанного с лучшим пониманием их работы.
Простейшая форма опоры — цилиндрический столб на квадратном цоколе с круглой подушкой (капителью) постепенно преобразовался с помощью приставленных к нему с четырех сторон тонких колонн. Затем число так называемых «приставных» или «служебных» колонн увеличилось, превратившись затем в «пучок» колонн, где служебные колонки стали равноправными элементами опоры. Нервюры сводов и архивольты арок переходили в соответствующие им служебные колонки. Затем произошло еще большее дробление служебных колонн с усложнением профилировки их опоры. Вместе с тем иногда опора могла оставаться в виде гладкого столба.
В интерьере установилось трехъярусное членение по горизонтали. Опоры центрального нефа объединялись между собой продольными арками в нижнем ярусе, арками трифория в среднем и арками окон — в верхнем. Эта трехъярусная система арок являлась продольной диафрагмой жесткости. Фундаменты под опорами устраивали конической формы, которые в свою очередь опирались на общий каменный фундамент.
Свод готического собора — нервюрный крестовый со стрельчатыми очертаниями подпружных и диагональных арок. Нервюры — ребра, выложенные из прочных пород камня, являлись конструктивным каркасом свода, его несущими элементами.
Заполнение свода осуществлялось из более легкого, менее прочного камня. Свод мог делиться нервюрами на несколько частей: четыре, шесть и более. Введение второстепенных и третьестепенных ребер — лиерн, тьерсеронов — давало возможность создавать сложные рисунки сводов, в том числе сетчатые и звездчатые. Свод, перекрывающий полукружье апсиды, поддерживался радиально расходящимися нервюрами. В месте схождения нервюр делали замковый камень, придавая ему самые разнообразные формы.
Распор сводов центрального нефа с помощью специальных конструкций — аркбутанов — передавался на контрфорсы. Аркбутаны проходили над крышами боковых нефов во Франции, под крышами — в Англии. Они могли быть одно- или двухпролетными, одно-, двух- или трехъярусными.
Контрфорсы увенчивались остроконечными башенками: фиалами с пина- клями, которые кроме увеличения массы контрфорса играли роль его декоративного завершения. Наклон, форма аркбутанов и контрфорсов менялись по мере того, как строители методом проб и ошибок, осмысливания опыта начинали лучше понимать работу материала.
В готических постройках, в первую очередь в храмах, получили развитие многообразные декоративные формы и детали.
Так как готическая конструкция дала возможность сосредоточивать усилия в определенных точках, отпала необходимость в стене как несущей конструкции. Вместо романской глухой стены с маленькими окошечками в готический период стали строить стены с огромными окнами, в которых переплеты и рамы были вырезаны из камня. Заполнялись окна витражами. Средневековые стекольщики быстро осваивали методы производства цветного стекла: если в конце XI века во Франции использовали девять тонов, то в ХП в. — уже двадцать один.
Главный западный фасад обычно прорезался тремя перспективными порталами, которые были образованы плотно поставленными колонками, уходящими в толщу стены и перекрытыми соответствующе уменьшающимися архивольтами. В готике обрели значение, а в период ее наивысшего расцвета достигли исключительной красоты вимперги — своеобразные резные украшения оконных, дверных и всевозможных других проемов. Вимперги, фиалы и все остроконечные завершения элементов заканчивались крестоцветами, а их скаты, так же как и архивольты порталов и многие другие части здания, украшались краббами (см. рис. 3.8). Форма как краббов, так и вимпергов менялась со временем, так же как и рисунок оконных переплетов. Спецификой готического убранства соборов являлся синтез изобразительного и декоративного искусства, в котором самым значительным и выразительным элементом становилась скульптура.
Сохранилась информация о колерах, используемых в покраске церквей. Это были красный, желтый, голубой цвета или полихромный камень. Пол в храмах делали мозаичным или из крупных каменных плит. В постройках зрелой готики Франции часто встречаются так называемые лабиринты — рисунки, выложенные из цветных камней. В них каменщики вписывали даты строительства той или иной части храма и свои имена.
Все храмы в эпоху средневековья строились на протяжении длительного времени, иногда в течение нескольких веков. Денежные средства, необходимые на строительство церкви, обычно приходили из разных источников: пожертвования горожан, короля, города и т.п. Пожертвования, как правило, были адресными: на хор, на трансепт, на входную часть с главным фасадом и др. Поэтому возводимое сооружение по мере его возведения поднималось не равномерно, а отдельными частями, теми, на которые в данное время были субсидии.