Градостроительные ансамбли Москвы и Петербурга первой половины XIX в

Здание Главного адмиралтейства
Здание Главного адмиралтейства

В начале XIX в. резко обостряются противоречия феодально-крепостнической системы. Усиливается освободительное патриотическое движение, направленное против крепостничества и самодержавия.

Героическое участие народных масс в Отечественной войне 1812 г. привело к распространению освободительных идей в русском обществе. Среди дворянства растет революционное движение декабристов. Патриотические идеи получают яркое отражение в творчестве зодчих и определяют торжественный, героический облик русской архитектуры. Впервые решаются задачи композиции большого города как ансамбля грандиозных масштабов. В триумфальном облике столиц запечатлены патриотические идеи русской архитектуры.

Целостная застройка Петербурга в начале XIX в. приобретает широкий размах. Складывается система центральных площадей, расположенных вдоль Невы: Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской.

Огромная заслуга в создании архитектурно-градостроительных памятников Петербурга принадлежит плеяде русских зодчих: А. Д. Захарову, А. Н. Воронихину, В. П. Стасову. Трудно переоценить плодотворное творчество К. И. Росси.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761 -1811) в 1782 г. с золотой медалью окончил Академию художеств. Совершенствовался в Париже, получил звание академика. С 1797 г. — старший профессор архитектурного класса академии. Все годы вел практическую работу по архитектурному проектированию. Самая значительная его работа — реконструкция адмиралтейства.

Здание Главного адмиралтейства (1806-1823) сохранило значение верфи и крепости до конца XVIII в. С 1802 г. новое назначение здания — Министерство морских сил, что потребовало перестройки Адмиралтейства. В 1806 г. Захаров предложил проект полной реконструкции здания. План Адмиралтейства со времен первоначальной постройки представлял собой два параллельных корпуса, образующих букву «П» с открытой стороной к Неве (406 м х 163 м).

По проекту Захарова сохранялась большая часть прежних стен. Судостроительная верфь сосредоточивалась во внутреннем корпусе, парадные и деловые помещения адмиралтейского департамента — во внешнем.

Здание должно было завершить перспективу трех лучевых проспектов, ориентированных на шпиль Адмиралтейства. Захаров осуществил принцип повторности основных композиционных и ритмических элементов целого: двенадцатиколонных портиков, шестиколонных угловых выступов и гладких связующих частей. Создал ясную трехосевую композицию крыльев главного фасада, повторив в ней традиционную схему фасада крупного общественного здания. Центральная башня объединяет и завершает монументальную композицию.

От старой башни Коробова Захаров оставил в неприкосновенности шпиль, сохранил старые стены башни внутри нового большого объема. Высота башни — 72 м, длина шпиля — 23 м. Арочный проем в массивном основании башни нарядно оформлен двойным обрамлением. По бокам проезда установлены монументальные скульптуры трех нимф, поддерживающих глобус. Над ними в прямоугольных обрамлениях стены — барельефы венков, а над аркой — крылатые гении Славы.

Барельеф в аттике нижнего массива башни изображает «Заведение флота в России». На углах аттика помещены четыре изваяния героев древности (скульпторы Щедрин и Теребенев). Второй ярус башни — легкая колоннада ионического ордера и скульптуры. Завершение — золоченый купол и граненый шпиль. В боковых фасадах Захаров повторил в упрощенном виде общую трехосевую схему всего главного фасада, связав центральный объем (двенадцатиколонный портик) и фланги (шестиколонные выступы) гладкими стенами.

Торцы корпусов, выходящие к Неве, решены как павильоны, созвучные в упрощенном виде центральной части главного фасада. Открытое между ними пространство в конце XIX в. было застроено доходными домами, что нарушило визуальную связь Адмиралтейства с Невой.

Перед главным фасадом был разбит сквер, через который отлично просматривается центральная башня со шпилем — точка пересечения трех магистралей Петербурга. Таким образом, А. Захарову удалось решить одну из главных градостроительных задач в новых для своего времени архитектурных формах высокого классицизма.