Столица Франции выросла на месте Лютеции, поселения галльского племени паризиев на острове Ситэ. В 460 году поселение получило название Паризии (Parisii), а в дальнейшем — Париж.

Готика во Франции господствовала в течение трех столетий. Можно выделить ее следующие периоды:

  • последняя треть XII века — первая четверть XIII века — ранняя готика;
  • с 20-х годов до конца XIII века — зрелая, или высокая готика;
  • XIV — XV века поздняя готика.

Сооружения периода поздней готики имели множество декоративных элементов, за что архитектуру этого периода назвали «пламенеющей». Архитектурный облик Парижа складывался на протяжении многих веков, сохраняя единство различных архитектурных стилей, высоту застройки и разумную организацию пространства.

Благодаря этому до нас дошли архитектурные памятники средневековья, о которых наш рассказ.

 Башня Сен-Жак — отголосок эпохи «пламенеющей» готики (конец XV века)

Более пятисот лет тому назад на правом берегу Сены на площади Шатле, недалеко от нынешнего Центра Жоржа Помпиду, была построена церковь Сен-Жак-ла-Бушри с башней высотой 52 метра. Церковь разрушили в 1797 году, а башня осталась как образец «пламенеющей» готики.

Башня, квадратная в плане, стройная вертикаль на высоком основании, является главенствующей на площади. Узкие, вытянутые но вертикали окна делят башню на четыре яруса, чередуясь с нишами, которые заканчиваются шпилями и пинаклями. Башня декорирована большим количеством статуй.

Башню венчает балюстрада со скульптурой по углам, на одном из которых установлена статуя св. Жака, созданная в 1870 году (скульптор Шейон). Под арками основания находится статуя знаменитого французского физика Паскаля: в этой башне в 1648 году Паскаль проводил свои барометрические опыты. Сегодня в башне находятся две метеорологические станции.

Башня Сен-Жак
Башня Сен-Жак

Сент-Шапель — жемчужина эпохи высокой готики (1246-1248)

Сент-Шапель, или Святая капелла, пыла построена по заказу Людовика IX для хранения Тернового венца. Капелла была возведена в кратчайший срок — с 1246 но 1248 год. В год окончания строительства капелла была освящена. Автором этого блестящего архитектурного памятника, по предположению, был Пьер де Монтрей.

Капелла состоит из двух залов: нижний зал, высотой 7 метров, служит как бы высоким основанием, состоит из трех нефов — двух небольших и огромного среднего. Внутренняя лестница ведет в верхний зал, который по своей красоте сравним с драгоценной шкатулкой. За однонефный, шириной 17 метров и высотой 20,5 метра.

Пятнадцать огромных витражных окон высотой 15 метров, опоясывающие верхний зал, заканчиваются стрельчатыми башенками. Витражи окон содержат 1134 сцен из Библии. По периметру внутренней стены устроен высокий плинтус, который прерывается глубокими нишами: дне ниши предназначались для короля и его семьи.

Западный фасад венчают две башни со шпилями. На фасаде большое окно-розетка. Перед фасадом устроен портик. Здание обрамлено мраморной ажурной балюстрадой, крыша, имеющая большой наклон, увенчана «изысканным элементом архитектуры» — шпилем высотой 75 метров.

Святую капеллу сравнивают с тончайшей вышивкой, с изящными кружевами.

Когда долго любуешься этим шедевром, представляется, что конструкции становятся легкими, вертикальные элементы устремляются вверх, что архитектуры нет — остались одни огромные витражи.