Фигура Богоматери в центре тимпана

Строго фронтальная, прямая, неподвижная, напоминает фигуру Богоматери в правом портале Шартрского ансамбля. Однако в целом рельеф парижского тимпана очень отличается своей стилистикой от шартрской скульптуры. В нем нет напряженности шартрских линий. Контуры фигур лаконичны, пропорции естественны, позы спокойны, жесты скупы, складки одежд немногочисленны и следуют движениям тела, не обнаруживая собственной произвольной активности. Фигуры обладают необычайным для своего времени жизнеподобием. Событие показано с хроникерской трезвостью и простотой. Правда, в центральной части композиции эмоциональный тон становится более приподнятым благодаря широкому, победному благословляющему жесту младенца Христа и декоративному богатству балдахина: высокие тонкие колонки с кудрявыми лиственными капителями держат романского вида башенки, между которыми поднимается протяженное купольное сооружение, отдаленно напоминающее храм св. Софии в Константинополе. Без этих акцентов пластический язык сцены казался бы, вероятно, монотонным. Но они не лишают композицию «классичности», которая свойственна рельефу в той же мере, что и архитектуре фасада Парижского собора с его широкими плоскостями, уравновешенностью масс, равноправием горизонтальных и вертикальных членений и медленным движением архитектурных линий вверх. Вероятно, облик фасада виделся мастерам уже в самом начале строительства собора.

Изображение конкретного события в тимпане портала св. Анны составляет контраст с эсхатологическими программами «королевских» порталов. Тимпан, вероятно, предназначался не для главного, а для бокового портала западного фасада, так как, согласно уже упоминавшемуся свидетельству Виоле-ле-Дюка, во время реставрации Парижского собора на его эмпорах был обнаружен большой тимпан со сценой Апокалиптического видения. Поскольку этому тимпану соответствуют по тематике статуи ветхозаветных персонажей, запечатленные в гравюре XVIII века, можно предполагать, что и тимпан, и статуи были изготовлены для главного портала с традиционной «королевской» программой, в то время как сцена в тимпане бокового портала возвещала о поисках новых тем. Такие темы, причем более емкие по содержанию, чем тема в тимпане портала св. Анны, вскоре были найдены.

Первым ансамблем, где заметны существенные изменения в идейной программе и стилистике скульптурного декора, является большой, стрельчатый портал западного фасада собора Нотр-Дам в Санлисе. Собор строился около сорока лет, ив 1191 году был освящен целиком. Исходя из этой даты, исследователи полагают, что нижняя часть фасада с его единственным порталом должна была сооружаться в 1170-х годах. Портал обильно украшен статуями и рельефами. Многие скульптуры — рельефы тимпана и части дверной балки, а также четыре ряда архивольтов с фигурами — сохранились хорошо, статуи же откосов сильно пострадали в 1793 году. Они лишились голов, которые были выполнены заново в 40-х годах XIX века. Тогда же реставраторы поновили тела статуй и капители колонн, перед которыми они стоят. О первоначальном виде фигур можно судить только по пяти слепкам, сделанным с них до реставрации и хранящимся в парижском Музее французских памятников.