Архитектура Возрождения достигает вершины своего развития в начале XVI века. Основные черты стиля Высокого Возрождения — монументальность, богатство содержания и согласованность образов, соединение различных видов искусств.

Ярким представителем архитектурного стиля Высокого Возрождения являлся Донато Браманте.

и живописец Донато родился в 1444 году в Урбино, в богатой семье, владевшей крупными поместьями. У него рано обнаружилась склонность к изобразительному искусству, и богатые родители отдали мальчика в учение к живописцам Фра Карнавале и Пьеро делла Франческа, где он изучал живопись, рисунок и перспективу. Первое знакомство с архитектурой Браманте получил у известного зодчего Лучано Лаурана.

В 1472-1499 годах жил в Милане. Там у него произошла встреча с Леонардо да Винчи — живописцем, скульптором, архитектором и инженером (1452-1519). Вопросы градостроительства, архитектуры и инженерных сооружений, которыми занимался великий мастер эпохи Возрождения, оставили глубокий след в творчестве Браманте и оказали огромное влияние на его формирование как зодчего.

Миланский период его архитектурной деятельности был отмечен строительством церкви Сайта Мария прессо Сан Сатиро (Santa Maria presso San Satiro (1476-1499).

В 1492 году строит в церкви Санта Мария делла Грацие (Santa Maria della Grazia) знаменитую трапезную, где потом великий Леонардо да Винчи напишет свою «Тайную вечерю».

В этот период своей деятельности строит одно из лучших своих строений — фасад церкви Св. Марии в Аббиате Грассо.

Стиль работы получает название «брамантеско» (braman-tesco). Характерные черты этого стиля: центральный план, купольное покрытие, легкие колоннады дворов с полуциркульными арками в нижнем этаже и богато украшенные орнаментом круглые окна в верхнем этаже.

В 1499 году переехал в Рим. Он возводит небольшой, круглый в плане храм Темиьетто (1502) и монастырский двор при церкви Санта Мария делла Паче (Santa Maria della Расе, 1504). Архитектурный облик храма был воспринят как новое направление в зодчестве. В этом сооружении было отмечено появление римско-дорического ордера.

В 1505 году, будучи на службе у папы Юлия II, начинает перестройку Ватикана. Он задумал создать резиденцию папы римского — огромный комплекс парадных зданий и торжественных дворов, расположенных на разных уровнях и соединенных лестницами. В конце этого комплекса находилась экседра (полукруглая ниша) Бельведера. Папская резиденция должна была быть связана с другим грандиозным сооружением Рима — собором св. Петра, который также возводился по проекту архитектора Браманте.

Донато Браманте (1444 -1514)

Конспект

  • Донато Браманте (1444–1514) родился близ Урбино. С 1499 в Риме.
  • Церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане 1478-1486: перестройка церкви и северной капеллы (превращена из крестообразной в круглую; в основе 9 в.); сакристия с восьмигранным куполом и круглыми окнами; в церкви хор, написанный на алтарной стене.
  • Лоджия да Понтичелло в Кастелло Сфорцеско (Милан) 1490.
  • Дорический и ионический клуатры базилики Сант-Амброджо в Милане (9-11 вв.) с 1497, окончены в 16 в.; портик каноники 1492-1497 (разрушен в 1943, восстановлен с искажениями).
  • Перестройка церкви Санта Мария делле Грацие в Милане 1492–1497 (доминиканская, начата 20-ю годами раньше Солари).
  • Портал монастырской церкви в Аббьятеграссо 1497.
  • Собор в Павии с 1488 совместно с Амадео.
  • Палаццо Канчеллерия в Риме. Включает церковь С.-Лоренцо ин Дамазо (в правой части) и двор (в левой). Возводился для кардинала Риарио. Высота 24 м. Начат Андреа Бреньо 1485, с 1499, окончен 1511, церковь перестроена в 19 в.
  • Темпьетто во дворе монастыря С.-Пьетро ин Монторио 1502.
  • Двор монастыря Санта Мария делла Паче 1504.