Десорнаментадо и Чурригереско

Чурригереско
Чурригереско

Около 1500 г. новый, более строгий стиль десорнаментадо был применен в недостроенном дворце Карла V в Альгамбре в Толедо. В плане дворец представляет собой квадрат с круглым внутренним двором, который окружают два яруса колонн, внизу — дорического, а наверху — ионического ордера. Отдельные элементы выполнены в стиле Высокого Возрождения, в котором в Испании построено единственное сооружение — дворец Эскориал (8.1). Строительство дворца Эскориал по приказу Филиппа II начал Хуан Батиста де Толедо (ум. в 1567), учившийся в Риме вместе с Микеланджело, а закончил в 1584 г. Хуан де Эррера (ок. 1530-1597). Это гигантский комплекс с пятнадцатью внутренними дворами, в который входят монастырь, университет, церковь и королевский дворец. План Эскориала напоминает решетку, на которой, согласно легенде, принял мученическую смерть св. Лоренс. Снаружи дворец представляет собой симметричное сооружение из серого гранита с башнями по углам. Библиотека монастыря оформлена в итальянском стиле в яркой цветовой гамме, а в огромной церкви, кажется, царит зловещая атмосфера, заставляя вспомнить об инквизиции. Это единственное здание, где преобладает стиль десорнаментадо. В интерьерах этого периода стены, как правило, покрывались штукатуркой и иногда затягивались тканью или кожей. Мебели в интерьерах немного. В основном это была мебель в итальянском стиле с минимумом украшений, достаточно неудобная.

Чурригереско

Стиль чурригереско появился примерно в 1650 г. (до 1780 г.), одновременно с барокко и рококо в других странах.

Чурригереско
Чурригереско

Стиль назван по имени архитектора Хосе Чурригеры (1665-1725). Можно предположить, что этот стиль был реакцией на суровый стиль десорнаментадо. Наиболее яркий пример стиля чурриге- реско — интерьер Сакристии Ла Картуха в Гранаде (8.34; 1713-1747), спроектированной Луисом де Аревало и Фреем Мануэлем Васкесом, стены которой сплошь покрыты лепниной. Нарцисо Томе спроектировал для собора в Толедо часовню (завершена в 1732 г.), известную под названием транспаренте, где должно было совершаться таинство причастия. Наблюдать обряд можно было через небольшое окно галереи за алтарем. Испанское барокко вместе с конкистадорами проникло в Латинскую Америку и стало основой культовой архитектуры.