Деревянная архитектура Дальнего Востока имеет свой хорошо узнаваемый облик. Ее отличительная особенность — полное отсутствие крестообразных раскосов.
Хотя конструкции в виде ферм там известны, ими намеренно пренебрегают, предпочитая каркасные системы сложной формы, которые появились в Китае, но быстро распространились в Корее и Японии.
Главная задача этих систем — держать огромную крышу, в этом случае легкие стены не являются несущими. Крыша поддерживается конструкцией со сложным переплетением деталей, соединенных способом «шип в гнездо» и образующим кронштейны, которые выступают, как канделябры, и несут набор горизонтальных балок.
Каждую из таких консольных конструкций устанавливают на отдельной колонне, и поэтому тяжелая крыша не рушится даже при частых землетрясениях.
Одно уже то, что сохранилось множество исторических деревянных сооружений, говорит о высокой надежности конструкций с кронштейнами и соединениями «шип в гнездо». Использование горизонтальных балок (обрешетки) позволяло строителям делать крыши разного профиля, в том числе красиво изогнутые.
Буддизм тоже оказал свое влияние на архитектурные стили стран Дальнего Востока, хотя взаимное проникновение культур имело место в основном между Китаем, Кореей и Японией, которые предпочитали изоляцию от остального мира. Только в XVIII в. архитектура Дальнего Востока стала известна в Европе.
История оказалась особенно жестока к корейской архитектуре, и очень большое число памятников здесь пришлось восстанавливать. Это стало причиной того, что на страницах этой книги представлены сооружения, расположенные только в Китае и Японии, хотя корейцы оставили глубокий след в японском зодчестве.
В Китае растительность сосредоточена в восточной части страны, тогда как центральные области представляют собой пустыни. На востоке сохранилась сплошная полоса лесов всех климатических зон — от джунглей на юге до тайги на границе с Россией.
Можно выделить несколько типов лесных массивов: вечнозеленые широколиственные леса, смешанные влажные леса, леса с опадающей в холодное время года листвой и, наконец, хвойные таежные леса.
Китай уже в древние времена существовал как единое государство, поэтому в распоряжении императоров были самые разнообразные стройматериалы. К сожалению, многие здания были перестроены в недалеком прошлом.
Только в Японии сохранились примеры деревянного зодчества разных исторических эпох. Здесь практически все здания имеют деревянный каркас и несущую конструкцию крыш на кронштейнах, обеспечивающую высокую прочность и отменную гибкость.
Благодаря этому многие сооружения, некоторые из которых относятся к VII в. п. э., сумели пережить многочисленные землетрясения. По историческим памятникам Японии можно проследить и развитие деревянного зодчества в Корее и Китае, где многие старинные сооружения погибли.
Японский опыт деревянного строительства обнаруживает и склонность жителей к философии, и внимание к практическим нуждам. Японская религия синтоизм исповедует веру в духов, населяющих и неживую природу — дождь, ветер, солнце и луну, а также горы и леса. Без разрешения и содействия этих духов вся жизнь людей окажется под угрозой: хлеб не будет расти, женщины не смогут зачать.
У деревьев, как и у других организмов, тоже есть душа, и плотник, срубая дерево, принимает на себя моральную ответственность, поскольку дух дерева остается в бревне.
И сейчас плотники, перед тем как свалить дерево, молятся о сохранении его души. Груз ответственности ведет еще и к тому, что возведение деревянных строений в Японии становится особым образом жизни. На высокий статус плотников указывает японское слово «дайку», что в переводе означает «великий строитель» или «великий мастер».
На Японских островах климат мягкий и влажный, а гористый рельеф создает идеальные условия для жизни хвойных пород деревьев — кедра, сосны, кипариса. Здесь также хорошо растут дуб и орех. Наиболее высоко ценится древесина хи- ноки (японского кипариса).
Это хвойное дерево поднимается до 40 м, а его ствол прям и строен. Древесина прочна и очень упруга. Этот материал широко применялся с VI по XIII столетия, после чего его запасы истощились. Впоследствии вместо японского кипариса строители начали использовать красную сосну, более дешевую черную сосну и ореховое дерево.
Несмотря на благоприятный климат, японская архитектура не совсем ему соответствует. Скорее, деревянное зодчество возникло и развивалось под влиянием буддизма, попавшего в Японию из Индии через Китай и Корею. Поэтому в архитектуре проявляются черты, характерные для сооружений субтропиков.
В Японии архитектура всегда была связана с политикой. Императоры, которые основали Пару, а позже Киото, именовались «микадо», дословно «величественные врата». В храмовых комплексах учение Будды использовалось, чтобы подчеркнуть величие императора по сравнению с китайскими правителями.
В свою очередь, первые монастыри, например Тодайдзи в Наре, представляли собой величественные сооружения. Когда светские власти решили, что влияние монахов непомерно возросло, столицу в 749 г. н. э. перенесли в Хэйан (ныне Киото), и монастыри стали походить скорее на жилые дома, нежели на императорские дворцы.
Новые веяния проявились в облике центральных храмовых комплексов Тодзи и Нисихонгандзи. Когда власть перешла к сёгунам, называемым также «кенмонами», или «вратами власти», строились замки и дворцы, в архитектуре которых сказались изменения политического устройства.
Однако относительная политическая стабильность Японии позволила выжить историческим сооружениям, возведенным во времена, от которых во всем остальном мире не сохранилось ни одного деревянного памятника.