Церковь клюнийского монастыря Сен-Мартен-де-Шан

Фасад и нартекс церкви Сен-Дени были освящены 9 июня 1140 года. Через месяц после этого, оставив недостроенными верхние ярусы башен, Сугерий с жаром принялся за сооружение восточного завершения здания — хора. От хора сохранилась только восточная низкая часть — двойной обход с венцом из семи округлых капелл и двух прямоугольных капелл по краям. Средняя, высокая часть была перестроена заново в 30-х годах XIII века, так что приходится ограничиваться лишь догадками относительно того, как она выглядела первоначально.

Обход хора с капеллами являет собой сооружение уникальное по смелости и ясности конструктивной мысли, по техническому совершенству ее воплощения, по эстетическим свойствам созданного образа. Исходным типом для плана и структуры хора церкви Сен-Дени послужил тип хора базили- кального храма, получивший распространение в паломнических церквах. Их средний неф завершается полукруглой или полигональной апсидой, обход, окружающий ее, продолжает и соединяет друг с другом боковые нефы, а капеллы, веером расходящиеся от обхода, имеют ту же конфигурацию, что и апсида с обходом. Однако в хоре Сен-Дени и план, и конструкция претерпели значительные изменения. Обход сделан двойным, но внутреннее его полукольцо сливается с внешним, так как колонки, разделяющие их, тонки и расставлены с большими интервалами. В свою очередь внешнее полукольцо сливается в единый пространственный пояс с выступающими из него капеллами. Это слияние обеспечивается новой трактовкой капелл. В романских церквах они довольно далеко отстояли друг от друга. Их разделяли массивный контрфорс и широкие участки стены по сторонам от него. В Сен- Дени контрфорсы, разделяющие капеллы, узки, плоскостей стены по бокам их нет, так что капеллы поставлены впритык одна к другой. Кроме того, глубина их очень невелика, гораздо меньше полукруга. Вследствие всего этого они выглядят как сплошной пояс округлых ниш, вливающихся в пространство обхода или, скорее, как экспансия пространства обхода, ритмическими волнами изливающегося вовне.

Объединению пространственных частей служит и система сводов. Каждая капелла имеет два окна, тесно соприкасающихся друг с другом. Пяты оконных архивольтов дают начало в каждом участке свода трем стрельчатым нервюрам, которые собирает воедино замковый камень, лежащий вне пределов капеллы. От него к колонкам, разделяющим полукольца обхода, расходятся еще две нервюры. Капеллы и внешний обход получают таким образом общую систему пятичастных сводов, составленную из красивых, одинаковых трапециевидных травей с закругленными восточными сторонами. Колонки, разделяющие два обхода, и колонны (ныне перестроенные), ограничивающие внутренний обход с запада, связаны более простыми четырехчастными сводами. Все своды хора в этой конструкции оказываются взаимозависимыми, взаимообусловленными.