В 70 — начале 80-х годов города ГДР комплексно реконструируют свои центры. В процессе реконструкции цвет, так же как и в BP, рассматривается в качестве важной интегральной составляющей архитектурного окружения. Набирает силу тенденция осмысления полихромии как средства зрительной организации пространств исторических улиц и площадей. Документальные исторические цвета используются из соображений композиционной целостности исторического ансамбля. Такая полихромия позволяет полнее развернуть смысловой и эмоциональный подтекст исторической архитектуры в современном городе.
Центральные улицы Эрфурта, Наумбурга и Галле в 70-х годах превращаются в пешеходные зоны, хотя охраняются лишь некоторые из построек — шесть в Эрфурте, два в Галле и четыре в Наумбурге, относящихся к памятникам архитектуры.
В Эрфурте с XII в. известно место оживленной торговли в центре города — Ангер, которое состоит из нескольких пересекающихся тесных и расширяющихся до размера площади уличных пространств. Ангер включает около сотни реконструируемых объектов, в том числе построек XVI—XX вв. Каменные здания в четыре-пять этажей соседствуют с многочисленными двухэтажными строениями XVIII столетия — времени барокко. Перед колористами X. Ерлингом и Г. Гетце стояла задача зрительно ослабить застройку так называемого историзма и акцентировать более древние постройки. Старинное здание Ангер-музея должно было стать одним из центральных объектов пешеходного пространства. Почерневший песчаник зданий XIX в. был перекрашен в светлые тона, их массивные объемы утратили тяжесть, превратились в легкий фон для древних памятников, выделенных яркими цветами. Здание Ангер-музея оптически увеличилось за счет насыщенного желтого цвета относительно соседних, более поздних построек. Так же были выделены и другие памятники, отмеченные синими, зелеными и красными цветами. Удивительный эффект был достигнут цветовой разработкой богатого декора древних зданий. Полихромия фасадов Ангера, включающая исторические цвета, была сконструирована таким образом, чтобы различные городские пространства приобрели индивидуальность и художественную выразительность.
Известняк — основной строительный материал для Наумбурга. Из него возводились еще ренессансные здания. Материал определил общий темный тон города. Однако служба охраны памятников обнаружила на исторических фасадах следы зеленой, темно-красной и сине-серой окраски. Поэтому при реконструкции этих зданий, например дома «трех лебедей» или старой почты, цвета их фасадов были тщательно реконструированы.
В городе Галле на улице Ратуши использованы цветовые контрасты более активные, чем обнаруженные при зондажах. Это вызвано тем, что полихромия постепенно ослабевает от загрязнения в атмосфере крупных городов. Поэтому колорист Э. Фрес предложила особенно интенсивные оранжевые, красные и синие тона для больших фасадных поверхностей, гармонирующие с натуральным камнем цоколей зданий.
Город Висмар
К цветовым реконструкциям исторических зон крупных городов в 80-х годах относятся работы над полихромией главной торговой площади в Готе и над старым городом в Висмаре. При реконструкции площади в Готе была реализована полихромия на основе исторических цветов, поддерживающая структуру пространства площади. Для каждого здания с помощью фотограмметрической съемки был подготовлен графический материал, служивший канвой для цветовых решений отдельных фасадов и вариантов полихромии площади. Варианты были разработаны студентами Высшей школы архитектуры и строительства в Веймаре. По ходу проектирования выявилось противоречие между реставраторами, склонявшимися к барочной цветовой гамме, и архитекторами, настаивающими на традиционной палитре земляных цветов. Споры завершились компромиссом: цветовая палитра, включившая те и другие цветовые группы, позволила полихромии тоньше артикулировать пространство площади в целом и ее членения с точки зрения современного понимания пространственно-цветовой гармонии исторического участка .
Город Висмар в средние века относился к ганзейским городам. Его историческое ядро насчитывает многочисленные памятники архитектуры: кирпичные готические соборы, дома богатых горожан, склады, торговые здания, в том числе постройки ренессанса и барокко, классицизма и историзма. Ориентируясь на цветовые оттенки, характерные для названных стилевых направлений, проектировщики использовали полихромию как средство ранжирования зданий по их ценности эстетической организации городского пространства.
Эта цветовая реконструкция показывает, что при значительном размахе работ, когда речь идет о полихромии многих сотен зданий, практически невозможно определить первоначальные цвета каждого из них. Поэтому можно понять методику цветовой реконструкции Висмара, опирающуюся на цвета, присущие различным стилевым направлениям, и нацеленную на создание пространственно-цветовой художественно-эстетической целостности. Объективность этой методики подтверждается ее признанием и в других странах.