Проектирование полихромии центра Ленинграда

В СССР проводились значительные работы по цветовой реконструкции центров исторически сложившихся городов. Только в Ленинграде ежегодно окрашивается около 4 млн. м2 фасадов исторических зданий. Архитектура различных стилей в своей цветовой реконструкции требует тонкого профессионального подхода. Видимо, необходимо учитывать специфику архитектурной полихромии города, ее эволюцию и, конечно, современную цветовую культуру, строительные возможности. При этом важен учет целостности цветовой среды центра города.

Проектирование полихромии центра Ленинграда ведется на развертках улиц, набережных, площадей с ориентацией на устоявшиеся цветовые и стилистические сочетания: для архитектуры начала XVIII в.— красные, терракотовые, насыщенно-желтые цвета с белым; для барокко середины XVIII в.— голубые или зеленые цвета с белым и золотым; для раннего классицизма — оттенки желто-палевых, зеленых и серых с белым; для зрелого классицизма — в основном желто-белые и серо-белые цвета; для модерна — различные оттенки серого, сиреневатого, коричневатого; для эклектики — разнообразный набор цветов. Висмар и Ленинград используют один и тот же метод, не подозревая об этом. Выбор окончательного решения является творческим компромиссом между противоречивыми требованиями. Например, при цветовой реконструкции Зимнего дворца был выбран колер, не соответствующий ни одной из исторических окрасок здания, что отразило современные цвето-стилистические представления. При этом учитывалась цветовая гармония ансамбля Дворцовой площади, основанная на контрасте барокко (Зимний дворец) и классицизма (Главный штаб, Адмиралтейство).
Особый интерес представляет современная интерпретация полихромии зданий конца XIX в.— времени эклектики. Прошлые цветовые реконструкции пытались нивелировать окраску этих зданий, представлять их как не имеющий самостоятельный ценности фон для зданий XVIII — первой половины XIX в. Сегодня формы эклектики уже не рассматриваются как «грубый холст» для выделения «экспонатов», поэтому использование полихромии в постройках этого периода становится более свободным. В то же время традиции ансамблевого решения сохраняются.
Практика реконструкции полихромии центральных районов Ленинграда развивает и обогащает исторический опыт, совершенствует существующие приемы, выдвигает новые концепции. Проектировщики встают на путь экспериментов и новаторства, видят возможность градостроительного развития полихромии лишь на основе цветовой схемы, составной части генплана, которая имела бы силу закона и позволяла бы конструировать цветовую среду по мере реализации генерального плана города.