Проезжая в 1654 году через Украину, Павел Алеппский наблюдал большое строительство деревянных храмов. В то время укрепление православия было на Украине одной из форм борьбы против гнета католической панской Польши.
Украинский народ твердо держался стародавней «русской» веры и видел в религии лозунг для борьбы за национальную свободу. Деревянные, рубленые, выложенные венцами храмы Украины можно свести к двум типам, из которых каждый имеет свои варианты:
- трехсрубный одноверхий или трехверхий, наиболее распространенный,
- пятисрубный одноверхий пятиверхий, получивший в это время большое распространение.
В трехсрубных храмах композиция строилась по оси с запада на восток, в пятисрубных — по кресту: четыре сруба гримыкали к центральному по странам света, образуя в плане фигуру креста. Стены храма, как правило, снаружи не обшивались и не оштукатуривались.
Редким исключением является построенная в 1654—1655 годах Богданом Хмельницким в память Переяславской рады деревянная, пятисрубная пятиверхая Успенская церковь в Переяславе, которая с самого начала была оштукатурена, по-видимому, в подражание каменному строительству.
Большинство храмов было окружено со всех сторон открытыми галереями, кровли которых лежали на кронштейнах или на образующих обход резных столбах (опасане). Над кровлей галереи ставились невысокие куполочки, помещавшиеся перед входными дверями в храм.
Это хорошо видно на гравюре Креховского монастыря XVII века. Окна больших размеров и в большом количестве прорубались выше галереи. В окна были вставлены остекленные рамы.
В храм вели три двери — с западной, южной и северной сторон, наличники которых, как и наличники окон, покрывались резьбой. Все храмы были высокими. Рост зданий в вышину следует отнести за счет получившего в это время применения приема постановки над основными срубами храма восьмигранных и над боковыми срубами четырехгранных барабанов.
В это время начинает развиваться тип ярусного храма взамен более древнего типа, где покрытие в форме усеченного шатра или скатное возводилось непосредственно над срубом. Обычно средние срубы храма были больше, чем боковые, и барабаны над ними рубились более высокие, что выделяло центральную часть здания и создавало впечатление высоты.
Над барабаном ставился второй барабан меньших размеров и купол, покрытый блестящей жестью или окрашенным в зеленый цвет железом. В некоторых городских храмах купола красились в небесный синий цвет, и по куполу размещались золоченые звезды.
Купола имели форму усеченных шатров или же восьмигранную луковичную, с выгибами в средней части. Последняя форма купола получила развитие в связи с употреблением для покрытия куполов железа и жести, допускавших возможность изгибов.
В Николаевской церкви Триполья над восьмигранным барабаном был круглый купол, о котором греческий путешественник заметил, что он поставлен «наподобие куполов нашей страны». Этот купол, по всей вероятности, походил на купол церкви Юра в Дрогобыче.
Над куполами ставились металлические, позолоченные кресты. Хотя в середине XVII века на Украине строились деревянные храмы всех видов, но на Киевщине преобладали трехсрубные и трехверхие, а на Переяславщине — пятисрубные и пятиверхие.
Отсюда тип пятисрубного и пятиверхого храма во второй половине XVII века перешел в Слобожанщину, где он и получил новое, более совершенное выражение. Срубы храмов здесь восьмигранные; четырехугольные почти не встречаются.
Храмы на Слобожанщине отличаются не только поместительностью, но и значительной высотой, которая достигнута как увеличением числа восьмигранных барабанов над каждым срубом до двух и даже до трех, так и ростом самых объемов, в результате чего храмы достигают 20—30 метров в высоту.
Галереи вокруг храмов, обычные в первой половине XVII века, теперь отсутствуют. Увеличивается число окон; окна нередко прорубаются в три ряда. Появляются детали; взятые из каменного зодчества и переработанные в дереве, например, окна в форме равноконечного креста в верхних частях стен храма.
Появляются храмы девятисрубные и девятиверхие. Со второй половины XVII века на Киевщине и особенно на Слобожанщине происходило обогащение деревянной украинской архитектуры достижениями русского зодчества, так как Москва усиленно обстраивала эти районы деревянными зданиями.
В это время здесь возник ряд укреплений, превратившихся затем в города, как, например, Харьков, Сумы, Изюм, в которых строительство вели как русские, так и украинские мастера. Если обратиться к сохранившимся памятникам и к древним изображениям, то можно восстановить художественный образ деревянной ярусной украинской архитектуры XVII века.