Последний век существования Республики явился периодом наивысшего расцвета архитектуры, стал истоком для последующего развития зодчества в Римской империи.
В отличие от греческой архитектуры архитектура римских зодчих даже и сейчас поражает своим величием, идейны и богатством.
Обладая талантом и способностью осуществлять свои идеи, римские зодчие превращали каждую постройку в настоящий памятник архитектуры.
Влияние греческого зодчества на римскую архитектуру не было заметным, так как идея, заложенная в архитектуре греков, не подходила римской, у которой была другая задача. Греческие традиции отразились в колоннадах форумов, в портиках храмов и в дворах богатых жилищ, ограниченных по сторонам колоннами.
К греческой ордерной системе римляне добавили два ордера: тосканский (рис. 11.43) (упрощенный дорический) и композитный (сочетание ионического и коринфского) (рис. 11.44), который применялся чаще, чем остальные. Характерной чертой наивысшего развития архитектуры стала ордерная аркада — система поэтажно расположенных ордеров (спустя много столетий зодчие разных стран вновь вернутся к этой системе).
В период расцвета империи строятся монументальные сооружения. Именно в это время возводятся форум Траяна, амфитеатр Флавия, разрабатываются разные типы триумфальных арок, колонн, ворот и надгробных памятников. Стремление правителей Древнего Рима показать свое величие и мощь государства, увековечить себя чувствовалось во всех сооружениях.
Династия правителей Флавиев (69-96 годы), чтобы привлечь к себе внимание и завоевать расположение народа, строит гигантский амфитеатр — Колизей.
Римские форумы были богато украшены монументальной скульптурой — памятниками. Самой большой площадью был форум Траяна — площадь, названная в честь императора, построившего ее.