Архитектура позднего Возрождения

Микеланджело Буонаротти — гениальный скульптор, художник, архитектор — заставил заговорить о себе еще в молодости, изваяв огромную скульптуру Давида, высеченную из исполинской глыбы мрамора. В архитектуру он пришел поздно, сам себя он называл скульптором. Архитектурное наследие великого мастера насчитывает много разнообразных сооружений: он строил капеллы, церкви, гробницы, палаццо, городские ансамбли, огромен его вклад в строительство собора Св. Петра, о чем шла речь выше.

Кроме вышеперечисленных собора Св. Петра и палаццо Фарнезе его авторству принадлежит библиотека Лауренциана во Флоренции, над которой он работал с 1523 по 1559 г. Микеланджело является создателем барочных форм. Он впервые применил раскреповки, изобрел сегментный фронтон, сдвоенные пилястры и др. Неукротимая мощь творческого гения, динамичная напряженность всех его композиций находили выражение в нестандартных решениях, способности в своих произведениях опережать время.

Здание библиотеки представляет собой сильно вытянутое в длину сооружение. Возможность только одностороннего освещения предопределила его малую ширину. Интерьер выполнен в зелено-коричнево-терракотовой гамме: терракотовый узорчатый пол, деревянный резной потолок, зеленые пилястры и пюпитры. Пилястры и наличники окон членят протяженные стены. Значительная часть окон — «слепые». Несколько позже был построен вестибюль — квадратное помещение огромной высоты, которая была вызвана необходимостью устройства освещения, с исключительно красивой лестницей, в рисунке и формах которой читаются черты барокко. Поиску ее наиболее выразительной формы были посвящены долгие годы, и только спустя 36 лет после начала работы над библиотекой Микеланджело отправил глиняную модель лестницы из Рима во Флоренцию, где ее построил Амманати. Стены вестибюля обработаны парными трехчетвертными колоннами, которые поддерживаются консолями. Все это лежит в толще стены и реально с конструктивных позиций не оправданно. Собственно вестибюль представляет собой пример маньеризма.

Существуют две теории происхождения термина маньеризм. По одной, это слово происходит от слова манера, по другой — от итальянского слова mano, что значит «рука». Мастерство и техника ценились выше реалистичности, и художники соперничали друг с другом в поиске новых необычных решений. Маньеризм — художественный стиль Высокого Возрождения, в котором все доведено до предела. Творчество Микеланджело было настолько гениально, что на многие эксперименты маньеристов вдохновляли именно его работы. Его философия чистого творчества не могла не побудить исследовать искусство ради искусства. Целью искусства эпохи маньеризма было привлечь внимание к центральному элементу, довести необычные стороны его сути или формы до предела. Художники расширяли привычные художественные возможности по своему усмотрению, оправдывая свои действия дельфийским изречением «все зависит от тебя самого». Критики утверждали, что маньеризм — упадочный стиль, и лишь значительно позже он был признан как самостоятельное стилистическое направление в искусстве и архитектуре.

Капитолийский ансамбль в Риме — выдающееся сооружение Микеланджело. Возведенный в эпоху Позднего Ренессанса на Капитолийском холме, одном из священных мест Рима, он в полной мере соответствовал замыслам автора, несмотря на то, что достраивался после его смерти. Композиция этого комплекса, задуманного и возведенного в период Возрождения, воплотила в себе основные принципы построений барочного ансамбля. Эти принципы в эпоху барокко получат распространение и дальнейшее развитие (Рис. 4.59).

Микеланджело начал строительство ансамбля в 1938 г. с совершенно необычного шага. В центре будущей площади была установлена конная скульптура Марка Аврелия, незадолго до этого извлеченная из земли. Скульптура стояла несколько лет, пока шли подготовительные работы, прекрасно организуя пространство и заставляя новыми глазами взглянуть на круглую скульптуру. В эпоху средневековья и прошедшие годы Ренессанса круглую скульптуру как элемент, организующий пространство, не использовали, про это просто забыли. Статуи обычно размещалась на фоне какого-то сооружения, воспринимаемые как единое целое с фоном.

Композиция строится на основе следующих принципов, которые получат широкое распространение в период барокко:

— весь комплекс развивается по главной композиционной оси, которая служит осью симметрии;

— форма площади усложнена;

— главная ось замыкается своеобразным сценическим «задником», в данном случае сооружением — Дворцом Сенаторов;

— композиция раскрывается в полной мере только в динамике;

— используются визуальные связи с окружением;

— находят применение театральные эффекты.

Трапециевидная в плане площадь Капитолия с овалом посередине ограничена справа палаццо Консерваторов, слева — Капитолийским музеем. Замыкает ось палаццо Сенаторов. В композицию ансамбля естественно включена лестница-пандус, подводящая к площади. В некоторой мере вписывается в ансамбль и лестница ось которой под острым углом пересекается с осью основной лестницы, и ведет к древней церкви Санта Мария деи Арачели. Микеланджело, предвосхищая барочные приемы, использовал некоторые театральные эффекты и визуальные обманы. За счет того что трапециевидная площадь, расширяющаяся к дальнему краю, отчасти прикрыта боковыми зданиями, увидеть этот ансамбль и в полной мере оценить его красоту можно только в динамике: поднимаясь по лестнице и выйдя на ее середину. В форме лестницы-пандуса использована обратная перспектива: она расширяется к концу.

Палаццо Сенаторов, замыкающее перспективу, имеет плоскостной фасад с едва выступающими ризалитами и обработано пилястрами. Ось дворца подчеркнута лестницей с нишей. Палаццо Консерваторов и музей имеют одинаковые фасады, к которым зодчий подошел совершенно по-новому. Первый этаж занимают глубокие портики на ионических колоннах. В свою очередь, колонны, идущие вглубь стены, подчеркивают ее массу. Значительно раньше, едва ли не впервые, подобный прием, правда примененный к гораздо меньшим по масштабу элементам, использовал Альберти в палаццо Ручеллаи, позже — Сансовино в здании библиотеки Сан Марко. Коринфские пилястры большого ордера объединяют два этажа и решены в едином стиле с пилястрами Дворца Сенаторов. Это один из первых примеров использования большого ордера в гражданском здании, прием, который зодчий будет использовать и в дальнейшем. Завершаются здания ансамбля парапетами со статуями.

Последним крупным мастером эпохи Возрождения в Риме был Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573 гг.), архитектор-практик, теоретик. Он внес огромный вклад в разработку таких типов сооружений, как вилла, загородный дворец, новый тип церковного здания. Строил судоходные каналы, мосты, занимался живописью. В своих сооружениях и комплексах он продолжал развивать начатый его предшественниками прием глубинности построения, который требовал динамики обзора, использовал криволинейные формы, театральные эффекты. Он завершал строительство выдающихся сооружений собора Святого Петра, Капитолийского ансамбля, дворов Бельведера и др. Его трактат «Пять ордеров архитектуры» оказал большое влияние на целые поколения архитекторов.

Вилла папы Юлия III, работу над которой зодчий начал в 1550 г., представляет собой сложную композицию из анфилады дворов с портиками, водоемами, садом и немногих закрытых помещений, объединенных разнообразными лестницами и переходами. Виньола использовал неожиданные ракурсы, сценические эффекты, создавая непрерывный калейдоскоп живописных перспектив. В работе над виллой принимали участие Вазари и Амманати, заканчивавший ансамбль.

Тип загородного замка-дворца представляет замок семейства Фарнезе в Капрарола. Это один из самых крупных построек Виньолы. Проект осложнялся необходимостью использовать при строительстве уже существующее пятигранное сооружение с круглым двором, заложенное еще Перуцци.

Замок Фарнезе в Капрарола возле Витербо и парк, строительством которых на протяжении длительного времени занимался Виньола, мастерски вписаны в ландшафт, в пейзаж парка органично включались видовые перспективы окружающей природы.

Замок-дворец имеет традиционную для флорентийских палаццо этажность: три этажа на фасаде. Еще один этаж, четвертый, который не виден на фасаде, освещается со стороны внутреннего двора. Само сооружение сложено из серого камня и красного кирпича. В середине пятигранника — круглый двор, окруженный арочными галереями в двух нижних ярусах, где располагались парадные помещения. Г алереи имели богатую отделку: росписи стен и потолков, ордерный декор.