Одними из важнейших направлений в творчестве Палладио стали проектирование и строительство вилл. После чумы 1520 г. Венеция и ее провинции (Верона, Падуя и Виченца) испытывали большие осложнения с поставками продуктов питания. В то же время в окрестностях оставалось достаточно неосвоенных земель.
Многие венецианские переселенцы начали осваивать эти земли с целью обеспечения себя продовольствием, а также для отдыха на лоне природы, занимаясь «святым сельским трудом», который к тому же приносил неплохие доходы. Распространение строительства загородных вилл не обошло и Палладио. Он построил две виллы, существенно разнящиеся по своему внутреннему построению и внешнему образу.
Вилла Барбаро, построенная в 1556—1558 гг., рассматривалась ее владельцами, образованными гуманистами, как реализация идеи гармоничного соединения красоты и пользы. В строительстве виллы было много сложностей и, на взгляд Палладио, несоответствий и явных диссонансов, например, в примененной в нимфее скульптуре Маркантонио Барбаро или росписях интерьеров Паоло Веронезе.
Однако в итоге вилла стала одной из самых интересных в истории архитектуры. Основной задачей зодчего было вписать здание в окружающую природную среду. Центральный крестообразный зал как бы пронизан самой природой через виды, открывающиеся на четыре стороны света. Фасад подчеркнут изящным классическим ионическим ордером в виде пилястр. Аркадные галереи соединяют центральную часть здания с хозяйственными постройками.
Наиболее значимым архитектурным памятником Палладио среди загородных вилл стала вилла Ротонда. В этой постройке архитектор достиг исполнения стремления всех архитекторов Возрождения к гармонии и исключительной целостности своих творений.
Центрическая композиция виллы с четырьмя портиками и ведущими к ним парадными лестницами возвышалась на холме, окруженная природным ландшафтом. Проходы от центрального зала через портики и лестницы связывали здание с открытым солнцу и ветру партером.
Подобное решение было не только новаторским, но и завершило общую тенденцию к созданию сооружения, в котором чувствуются гармония и целостность композиции, соподчиненность частей между собой и их подчиненность целому, классическая геометричность форм и органичная связь здания с природой.
Однако при всех достоинствах этому зданию не хватало уюта жилого дома. Поскольку оно строилось для церковного иерарха, это требование было, по-видимому, не главным. Напротив, заимствование приемов сакральной архитектуры с элементами античного храма, к которому мог прибегнуть только такой зодчий, как Палладио, вполне соотносилось с внутренними ощущениями владельца и помогло осуществить сложнейшую задачу на столь высоком уровне.
Эпоха Возрождения в корне перевернула средневековые схоластические взгляды на природу вешей, развила новые гуманистические идеалы, на которых расцвели все виды искусств, в том числе и архитектура. Архитектура и строительная техника достигли новых высот, оставив позади средневековый уровень развития строительного дела.
Мастера Возрождения создали беспрецедентные большепролетные здания, поражающие уровнем инженерной мысли. Стилистические тенденции в архитектуре возродили античные традиции с их стремлением к гармонии, целостности и внутренней выразительности. Возрождение породило плеяду великих мастеров архитектуры, оставивших потомкам замечательные творения своего гения.