Первоначально контрфорсы продольного корпуса и хора Шартрского собора завершались маленькими приземистыми пинаклями в виде ступенчатых пирамидок. Теперь пирамидки служат базами для дополнительного ряда аркбутанов, на сей раз одинарных, упирающихся в верхний карниз стены главного нефа.
Этот ряд был добавлен для еще большего укрепления стен главного нефа в 1316 году. Мало заметны, но все же украшают ряды контрфорсов низенькие арочные баллюстрады, проходящие вдоль верхних карнизов главного и боковых нефов. В целом же внешняя опорная система Шартрского собора воспринимается как сугубо утилитарная конструкция. Попытки ее эстетического освоения малочисленны и робки.
Такой же «циклопической», но более многосложной каменной громадой выглядит снаружи хор Шартрского собора. Правда, все компоненты опорной системы здесь тоньше и легче, чем на продольном корпусе, но число их возрастает благодаря трехступенчатой структуре хора: высокую апсиду окаймляют более низкий пояс двойного обхода и еще более низкие радиальные капеллы.
Контрфорсы образуют здесь два ряда. Внешний берет свое начало в простенках между капеллами и, возвышаясь над ними, соединяется посредством простых, одинарных аркбутанов со вторым рядом столбов, которые воздвигнуты над кровлей обхода, а от них к стене апсиды перекинуты двойные аркбутаны, скрепленные «шатающимися» аркадами.
В хоре сделан следующий шаг к эстетизации опорной системы. На уступах внешних контрфорсов, между крышами капелл поставлены стройные табернакли, имеющие вид маленьких храмиков с двускатными кровлями, глухими стенами и четырехколонными портиками впереди. «Готичнее» по своей стилистике становится и «шатающаяся» аркада второго пролета аркбутанов.
Колонки в ней заменены тонкими длинными столбиками, арки имеют стрельчатые абрисы, а в углах между ними пробиты круглые отверстия. Карликовые аркады балюстрад, как и на продольном корпусе, дважды обегают хор: над карнизами капелл и в основании крыши апсиды.
Впечатление двойственности внешнего облика французского готического собора и его интерьера сохраняется и в эпоху высокой готики, но значительно сглаживается благодаря возросшей легкости и вертикализму архитектурных форм выносной опорной системы, а также насыщению их скульптурой и пластически трактованным архитектурным декором.
Только в фасадах трансепта Шартрского собора, не нуждавшихся в выносной опорной системе, внешний облик соответствует облику интерьера. Но, подобно тому как снаружи не видно многоцветие витражей, заполняющих розы и ланцетовидные окна фасадов, изнутри не видны скульптура их порталов и многие архитектурные компоненты фасадных стен.
Оба шартрских фасада построены согласно одной и той же композиционной схеме. Фасадную стену фланкируют башни, достроенные лишь до основания крыши трансепта. Сама же фасадная стена, почти квадратная, делится на три части: внизу три больших и глубоких стрельчатых портала, плотно заполненных скульптурой, а перед ними — портики, соединенные между собой арочными проемами, увенчанные стрельчатыми арками и перекрытые двускатными кровлями.
Второй ярус стены занимает огромное, прямоугольное вытянутое в высоту и сплошь застекленное панно. Тонкие каменные переплеты подразделяют его на пять ланцетовидных окон и многолепестковую розу. Над розой возвышается треугольный фронтон крыши трансепта, основание которого скрыто за сквозной арочной галереей.
Нетрудно заметить, что эта композиционная схема восходит к западному фасаду Ланского собора. Сходство особенно бросается в глаза благодаря воздвигнутым перед порталами портикам с двускатными кровлями. В последующих готических соборах эта структура, унаследованная от романской архитектуры, была упразднена.
Устойчивость композиционной схемы, ее двукратное повторение в фасадах трансепта Шартрского собора как нельзя лучше показывает прочность завоеванных готикой позиций, наступление фазы ее зрелости. Более того, можно сказать, что в шартрских фасадах впервые проявилась тенденция французской готики к нормативности, которая стала особенно заметной к середине XIII века. Наиболее ярким ее выражением могут служить почти одинаковые фасады трансепта Парижского собора.
В то же время на фасадах трансепта Шартрского собора можно наблюдать некий эволюционный процесс. На северном фасаде контрфорсам башен еще присущи «циклопическая» мощь и суровый лаконизм. Над портиками сохраняются большие участки гладких стенных плоскостей.
На южном же фасаде впервые появляется тот рельефный архитектурный декор, который вскоре стал типичен для готики. Лицевые и боковые грани контрфорсов башен во всю длину зарешечены тонкими тягами и слепыми аркадами, а стена между кровлями портиков скрыта за широкими четырехколонными фасадами табернаклей, со статуями под аркадой. Табернакли увенчаны сдвоенными пирамидальными фиалами, на ребрах которых возникают краббы, а на верхушках — крестоцветы.
На южном фасаде можно наблюдать все стилистические признаки зрелой готики: обилие и разнообразие декоративных элементов, зрительное облегчение массы стены посредством дробления ее поверхности на мелкие участки, преобладание трехмерных архитектурных и скульптурных форм над плоскостью в нижней зоне стены, в порталах и портиках, и преобладание линии над объемом в верхних частях фасада, в рисунках ланцетовидных окон и розы, в рядах длинных тонких тяг и арок, наложенных на стенную плоскость.
На южном фасаде трансепта Шартрского собора были разработаны все принципы, формы и стилистика декора для наружных частей готического храма. В дальнейшем французской архитектуре оставалось лишь распространить этот декор на всю выносную опорную систему и, многократно умножив его, создать тот «каменный лес», который определяет внешний облик собора зрелой готики.