Происхождение стилистики скульптур санлисского портала

После портала собора в Анже, где впервые наметилось стремление сгладить откосы, в архитектуре санлисского портала была вновь предпринята та же попытка, и на сей раз более радикальная. В портале собора Анже не имел уступов цоколь, в санлисском же портале цоколь остался уступчатым, а гладкой стала средняя часть стены откоса, занятая статуями. Отсутствие уступов, ограждавших колонну со статуей с обеих сторон, замена их гладкой плоскостью позволила статуям, хотя и прикованным к колоннам, обрести большую свободу по отношению к архитектурным членениям портала, и санлисские скульпторы в полной мере использовали эту возможность. Стилистика фигур, по сравнению с «королевскими» порталами, очень изменилась. Статуи утратили былую архитектоничность и геометризованность. Структура их тел стала детально проработанной, кроме того, тела, головы, руки и ноги приобрели новую объемность и подвижность. Исчезло сходство складок одежд с каннелюрами, уподоблявшее фигуры колоннам, или с поверхностной «татуировкой», не нарушавшей монолитности геометризован- ного каменного блока. Одежды санлисских статуй больше не облекают фигуру твердыми панцирями; они выглядят сотканными из легких податливых тканей, образующих множество тонких складок, главная функция которых заключается не в том, чтобы драпировать фигуру, а напротив, в том, чтобы облегать ее и, натягиваясь, яснее обозначать ее формы — выпуклости бедер, плеч, ног. Прием выявления объемных форм тела посредством тонких, туго натягивающихся складок одежды в санлисском портале настойчиво обыгрывается. Казалось бы, скульпторы сделали здесь шаг к большему, чем прежде, жизнеподобию скульптурных изображений. Однако, едва сумев достигнуть объемности и подвижности фигур, они тут же подвергли их стилизации. Оживленность фигур преувеличенна. Повороты корпуса и головы слишком внезапны и сильны. У Авраама полотнища одежды, собранной тонкими складками, винтообразно опоясывают его туловище, обтекая фигуру, подобно стремительному многоструйному потоку. У Давида вновь возникает  «лангедокский» романский мотив скрещенных ног. Аффектированная подвижность фигур не была им предписана идейной программой. Ими владеет энергия, сходная с той, которая пронизывала своими токами фигуры на бургундских и лангедокских порталах высокой романики. На время эта энергия оказалась подавленной строгой архитектонизацией скульптурных форм, осуществленной шартрскими мастерами и их последователями. В санлисском портале можно наблюдать новый рецидив романской стилизации, странно сочетающейся с возросшей натуральностью телесной структуры статуй.

С еще большей силой черты романской стилизации проявляются в скульптуре архивольтов. Их желоба, широкие и глубокие, дают место человеческим фигуркам и растительным обрамлениям. Побеги «Древа Иессеева» образуют ряды восьмерок, в которых сидят фигуры, охваченные сильнейшим волнением. Их позы разнообразны и крайне замысловаты, движения внезапны и бурны, зачастую винтообразны. Фигуры поворачиваются всем корпусом то вправо, то влево, жестикулируют, становятся на колени, сидят, поджав под себя ноги или выставив торчащие колени и подавшись вперед, едва, не выскакивая из своих ниш. Прихотливые криволинейные очертания фигур вместе с петлями растительного обрамления создают в архивольтах бесчисленные орнаментальные вариации. Скульпторы как будто задались в этом портале целью устранить всякое соответствие между архитектурными линиями и абрисами скульптур. Характерно, что во внешнем ряду архивольтов, где изображены патриархи и пророки, не относящиеся к «Древу Иессееву», их фигуры также заключены в восьмерки растительных побегов. Стремление к орнаментальное™ реализуется здесь даже в ущерб смыслу идейной программы.

В противоположность фигурам предков, Христос и Богоматерь в тимпане выглядят торжественными и скованными. Однако орнаментальные мотивы приводят и эту сцену в согласие с композициями архивольтов. Так, пола плаща Христа образует вдруг своевольный изгиб; сердцевидная арка обрамляет обе фигуры, подобно стеблю древа; каждый из четырех ангелов, попарно фланкирующих центральную группу, также отделен от других фигур аркой.