Это результат дальнейшего развития идей трансепта Нуайонского собора. Благодаря двуслойной оболочке хора источники света отделены от пространства апсиды внизу — обходной галереей, выше — коридором эмпор. Кроме того, при двуслойной оболочке на пути льющихся из окон потоков света намеренно создаются препятствия в виде нижних аркад и эмпор, образующих внутренний, сквозной слой этой оболочки. В хоре церкви Сен-Реми создан даже новый вариант такой сквозной структуры: на грани между пространствами капелл и обхода поставлены по две тонких колонны, во всю высоту капелл, омываемые светом, рисующиеся на световом фоне. В то же время в структуре хора предусмотрено все для того, чтобы внутренняя сквозная оболочка как можно меньше загораживала свет. Так, нервюрные своды в обходной галерее.хора имеют наклон в сторону капелл. Колонны капелл, дающие начало сводам, ниже столбов, отделяющих обход от апсиды, арки же, перекинутые между этими столбами, очень высоки и широки, так что свет буквально заливает нижний ярус хора. Не мешают потокам света и колонки, зарешечивающие проемы эмпор. Они столь же иглообразно тонки, как в трансепте Нуайонского собора. Наконец, группы тройных окон верхнего яруса занимают всю плоскость стены между ребрами свода. Узкий пояс трифория и небольшая полоса стены над эмпорами остаются единственными затененными зонами в этой светоносной архитектуре.
Архитектор, строивший хор церкви Сен-Реми, был высоко одаренной художественной индивидуальностью. Воспроизводя структуру, разработанную в Нуайонском соборе, он не стремился ее видоизменить, однако дополнил ее многими интересными находками, продемонстрировав изощренность своего художественного мышления: таковы арки окон, поднимающиеся снаружи выше карниза, круглые очертания капелл, пульсирующий ритм оконных проемов, эффект запредельной высоты, производимый маленьким и высоко поднятым трифорием, световые эффекты в интерьере.
Повторением хора церкви Сен-Реми стал хор паломнической церкви Нотр-Дам-ан-Во в Шалоне на Марне, которая была завершена к 1200 году.
Внешний вид хора церкви Нотр-Дам-ан-Во более, чем какое-либо еще из северофранцузских зданий этого типа, выдает принадлежность такой архитектуры к общеевропейской поздней романике. Хор и прилегающие к нему части здания, оконченные к 1183 году — башни, поставленные в углах между хором и трансептом, и фасады трансепта, ничем не отличаются от позднероманских храмов, строившихся за пределами Франции. Налицо все характерные признаки поздней романики: компактные лаконичные объемы, отчетливо выраженная ярусность и многочисленные большие арочные проемы, энергично вытесняющие массы и плоскости. Типично позднероманский характер имеет и архитектурный декор фасадов трансепта — рельефные, орнаментированные обрамления окон и довольно большие оконные розетки, из которых две помещены рядом (подобно тому, как на фасаде собора в Санлисе), в середине фасада, одна же — в поле фронтона.
Позже других зданий с четырехъярусной структурой нуайонского типа, в 1176 году, начало строиться южное крыло трансепта в соборе Суассона, находящегося неподалеку от Нуайона. Это крыло трансепта представляет собой короткий, подковообразной конфигурации выступ из продольного корпуса собора (перестроенного в XIII веке), с узким обходом, эмпорами и шестичастным сводом. С восточной стороны к трансепту примыкает и открывается в него двухэтажная, почти круглая в плане, как в хоре церкви Сен-Реми, капелла. Несколько раньше было построено аналогичное крыло трансепта с северной стороны соборного корпуса, которое, однако, в 1260 году сломали и заменили более широким прямоугольным крылом.
Очевидно, что архитектор, сооружавший трансепт в Суассонском соборе, находился под впечатлением трансепта Нуайонского собора. Об этом свидетельствуют и полукруглое завершение крыла, и явное стремление архитектора превратить его в световой фонарь, в чем он превзошел строителя нуайонского трансепта. Если снаружи южное крыло трансепта Суассонского собора выглядит как обычное романское сооружение, с основательными стенами, хотя и с большими окнами, то внутреннюю его оболочку вообще нельзя назвать стеной. Она вся состоит из аркад, рисующихся на световом фоне. Эта архитектура являет собой торжество сквозной структуры и торжество света. Не освещен только третий ярус, трифорий. Видимые сквозь аркады обхода и эмпор этажи открывающейся в трансепт капеллы заставляют взгляд зрителя углубляться в новые дали светлых центрических пространств. Пропорции, формы и абрисы подверглись в этом сооружении радикальной «готизации». Колонки во всех ярусах высоки и тонки. Арки тоже вытянуты в высоту. Во внутренней оболочке трансепта нет полукруглых арок, а стрельчатые очертания приобрели невиданную дотоле остроту. Более легкой и светоносной архитектуры, чем эта, построить было невозможно.