В шартрском ансамбле витражей сделан, по сравнению с витражами, возникшими до него, новый шаг в освоении специфического языка витражного искусства. Помимо структурных достижений новизна сказывается в том, что все формы в витражах очерчены обобщенными лаконичными контурами и основная роль в формообразовании принадлежит цвету самого стекла. Роспись поверх него, прорисовывающая детали и тонирующая фигуры и предметы, которая в витражах Сен-Дени играла важную роль, здесь сведена к минимуму. В Сен-Дени эта роспись выдает генетическую связь витражистов с мастерами, привыкшими создавать малые формы — книжную миниатюру, реликварии, кресты и работать в техниках эмали и гравирования на меди. Другое, выдающееся по своим художественным достоинствам произведение той эпохи, сцена Вознесения Христа в соборе Ле Мана, имеет не менее явную генетическую связь с другим традиционным видом романского искусства — настенной живописью. Широкие горизонтальные полосы, на которые разделено панно, большие плоскости «пустого» фона, крупные фигуры — все это заимствовано, не будучи подвергнуто глубокой переработке, из росписей сводов, стен нефов и апсид романских храмов. Только в шартрском ансамбле был найден особый язык витражного искусства, не имеющий аналогий ни в произведениях малых форм, ни в монументальной живописи. Главное же новшество шартрского ансамбля витражей состоит в том, что он имеет совсем иную, чем витражи Сен-Дени и Ле Мана, эмоциональную тональность, торжествующую, победную, сходную с впечатлением, производимым Королевским порталом. В витражах это настроение создается главным образом колористическими средствами. «Голубой» витраж с «Древом Иессеевым», где на лазурном фоне расцветают оранжевые ветви и фиолетовые, изумрудно-зеленые и ярко-желтые одежды царей, витраж со сценами Страстей Христа, сочетающий голубизну фона с теплой, оранжево-желтой гаммой цветов внутри медальонов, и витраж среднего окна, самый радостный, светлый и яркий, с его розовыми, красными и белыми, желтыми и голубыми цветами образуют вместе ансамбль необычайный по разнообразию и праздничности красок. Доминирующий в витражах голубой цвет, вызывающий ассоциацию с цветом небесной лазури, свидетельствует о такой же впечатлительности и свежести чувств мастеров-витражистов, как улыбки и длинные косы цариц на Королевском портале — о впечатлительности его скульпторов. Особое «весеннее» обаяние, свойственное шартрскому витражному ансамблю, никогда за весь период развития и расцвета готики не стало больше достоянием витражного искусства. В сравнении с витражами западного фасада Шартрского собора витражи его нефов и трансепта, созданные в XIII веке, горящие глубокими красными и синими тонами, кажутся сумрачными. Они более величественны и вызывают настроение торжественнососредоточенное, но в них нет той ликующей лучезарности, которая свойственна витражам середины XII века, момента пробуждения новой эмоциональности и рождения нового искусства.