В то же самое время, когда сооружался хор церкви Сен-Дени, то есть на рубеже 30—40-х годов XII века, в пределах королевского домена строилось еще одно новаторское, и даже более масштабное, чем храм монастыря Сен-Дени, здание — собор в городе Сансе.
Правда, в отличие от Сен-Дени новизна Сансского собора по отношению к романской традиции вплоть до последнего времени не замечалась исследователями, и лишь недавно этот памятник стали подробно анализировать и оценивать, наряду с церковью Сен-Дени, как исходный пункт развития готики.
То, что Сансский собор долго не привлекал к себе внимания историков архитектуры, неудивительно. Он не производит того захватывающего эмоционального впечатления, которое производят соборы последующего периода.
Его масштабы не столь велики, пропорции приземисты, формы массивны, динамика пространства выражена нерезко, не обладает он и светоносностью, которой обладал уже хор Сен-Дени и которая стала одним из основных свойств готического архитектурного образа.
Однако если судить о Сансском соборе по объективным показателям — его конструктивной системе и структуре, выбору структурных элементов и характеру их взаимосвязи, то он предстает как произведение, принципиально отличное от романской архитектуры и создающее прочную основу для развития архитектуры готической.
В двух словах характер новшеств Сансского собора таков: впервые большой храм целиком, включая хор, был перекрыт нервюрными сводами; впервые и главный неф, и хор получили единообразную структуру: они состоят из одинаковых травей, и ограничивающая их стена на всем протяжении здания расчленена на три яруса.
Таким образом, в Сансском соборе оказался полностью преодоленным партикуляризм, присущий структуре романских зданий. Важно и то, что в Сансе был построен именно собор, не монастырское, а специфически городское сооружение.
Новаторские архитектурные идеи церкви Сен-Дени родились еще в пределах монастыря, церковного учреждения и архитектурного комплекса, специфичного для романской эпохи и тяготевшего к автономии и замкнутости.
В Сансе они впервые воплотились в принадлежавшем белому духовенству храме, который сосредоточивал в себе религиозную жизнь города и составлял неотъемлемую часть и кульминацию общего городского архитектурного ансамбля.
Одновременное появление новаторских архитектурных концепций церкви Сен-Дени и Сансского собора обозначило собой как бы момент передачи эстафеты от прежней, романской, монастырской эпохи к новой, готической, городской.
Сансский собор явился родоначальником многочисленных соборов, которые во второй половине XII века стали определять собой архитектурный облик домена и прилегающих к нему областей Франции. В Шартре соборное строительство началось позже, чем в Сансе, с середины 40-х годов, и задачи заказчиков и строителей были там скромнее: они ограничивались лишь возведением западного фасада здания. Соборы в Нуайоне, Санлисе, Ле Мане были начаты около 1150 года, Парижский собор заложили только в 1163 году, когда сансский храм был уже в основном готов.
Тот факт, что в Сансе собор возник раньше, чем в каком-либо другом городе королевского домена, отнюдь не случаен. Сансская церковь была архиепископской метрополией, занимавшей в домене главенствующее положение. Сансскому архиепископу подчинялись епископы Шартра, Окзерра, Мо, Парижа, Орлеана, Невера, Труа. Начальные буквы названий этих семи городов составили слово, ставшее девизом сансской церкви — «campont».
В Сансе как в главном церковном городе домена состоялся в 1140 году церковный суд над Абеляром, в результате которого было окончательно разгромлено его учение. Свой высокий церковный статус Санс сохранял и в XIII веке. Именно в Сансский собор отдал в 1239 году Людовик Святой на сохранение важнейшую реликвию, привезенную им из крестового похода — терновый венец, и он находился там в течение десяти лет, до тех пор, пока не была для него построена в Париже Сент-Шапель.