Появившаяся впервые в Сен-Дени,69
также оказалась одной из самых плодотворных, можно даже сказать, жизненно важных для готики идей. От Сен-Дени вел прямой путь к формированию изощренно сложных орнаментальных структур готических железных оконных переплетов, а с XIII века и каменных, которые стали неотъемлемым стилистическим признаком готики. Еще раз приходится удивляться, с какой энергией вырабатывали новые структурные идеи зодчие и декораторы церкви Сен-Дени.
Судя по всему, до возникновения ансамбля витражей в капеллах хора церкви Сен-Дени таких больших витражных циклов в искусстве не встречалось. К сожалению, тематическую программу, а также иконографическую систему ансамбля можно реконструировать лишь приблизительно, так как из 140 панно, вынутых из окон капелл в 1799 году, только 31 вернулось в 1818 году в Сен-Дени.70 Всего до наших дней дошло, считая фрагменты, разбросанные по разным музеям и частным коллекциям мира, 42 панно с сюжетными сценами, 17 фрагментов орнаментальных бордюров и 10 заполненных орнаментом медальонов.71 Целиком сохранилась с незначительными вставками XIX века и находится на своем первоначальном месте в капелле композиция лишь одного окна в осевой капелле — «Древо Иессеево». Но все же сохранившиеся фрагменты других витражей, а также рисунки и гравюры XVIII века, запечатлевшие отдельные сцены, позволили исследователям— главная заслуга в этом принадлежит Л. Гродецкому — составить представление о тематической программе цикла, о том, как в пределах его располагались темы, и об особенностях его иконографии.
В осевой и двух прилегающих к ней справа и слева радиальных капеллах находились витражи, наиболее значительные по смыслу, воплотившие кардинальные темы христианского вероучения и теологической экзегезы. Композиции были репрезентативны, некоторые имели вид эмблематических формул. Витражи четырех других капелл, более удаленных от средней оси хора, иллюстрировали темы частные, конкретные. Там помещались небольшие исторические и агиографические циклы сцен, носивших повествовательный характер. Витражи прямоугольных капелл, замыкающих венец радиальных, составляли, по-видимому, орнаментальные композиции. Сохранились фрагменты одной из них: ромбы, заключающие в себе фигуры желтых грифонов на синем поле.
Есть все основания думать, что тематическую программу цикла, а также иконографию многих сцен разработал сам Сугерий. Во-первых, он с энтузиазмом описал несколько наиболее сложных аллегорических композиций витражного цикла; во-вторых, круг избранных тем близок к тематике скульптурного декора порталов и декора огромного Распятия, которое было водружено у входа в хор. Наконец, в программе и в иконографии витражей можно заметить тот же «произвол», ту же индивидуальную мысль, что и во многих других структурных новациях архитектуры и декора церкви Сен- Дени.
Осевая капелла была посвящена Богоматери. В ней находился (и находится по сей день) витраж с «Древом Иессеевым», где изображены израильские цари, предки Христа, Богоматерь, сам Христос и пророки, предсказавшие его приход в мир. Второе окно капеллы украшал витраж со сценами Детства Христа. Оба витража, таким образом, были посвящены теме Воплощения Христа: один — его генеалогии и ветхозаветным пророчествам, касающимся Воплощения, другой — истории Воплощения.