Общеизвестно, что ХХ в. был веком борьбы идеологий. Идеологический характер носила и архитектура этого периода. Bauhaus, Международный конгресс современной архитектуры (CIAM) и другие архитектурные направления и организации ХХ в. были охвачены идейными страстями.
Речь идет не только о политической идеологии, но и, например, об идеологии отделения искусства и городской среды от естественной среды, вследствие чего от природы отделяется человек. Например, если первый конгресс CIAM (1928) еще ставил во главу угла самого человека, то уже Афинская хартия (градостроительный манифест, составленный Ле Корбюзье и принятый конгрессом CIAM в Афинах в 1933 г.) выработала рекомендации, говорящие о том, как людям надо жить.
«Этот процесс во многом положил начало разделению понятий “жизнь” и “работа”, что, по сути, является демонстрацией очень “террористического” восприятия жизни, – считает архитектор Ш. Бениш, основатель Behnisch Architekten. – Афинская хартия перекрыла любые другие исследования и разработки вариантных моделей жилища».
В 1960-е гг. Малколм Уэллс (1926–2009), один из родоначальников «экоархитектуры», впервые призвал проектировать «мягкую» архитектуру, не нарушающую окружающую среду. Все началось с собственного дома, который Уэллс решил оградить от расположенного рядом шумного шоссе.
В дальнейшем его архитектурные поиски типа современного жилья были подхвачены прогрессивными архитекторами, его сторонниками, и сформировали новое направление в архитектуре, получившее распространение в США и во всем мире и названное экодвижением. Уэллс говорил о том, что здания должны быть домом не только для человека, но и для растений и животных.
В проектах он разрабатывал идею об архитектуре, продолжающей природу; по его мнению, дом должен собирать чистую дождевую воду, использовать энергию солнца, производить пищу и утилизировать отходы человеческой жизнедеятельности. Конец ХХ в. обозначил необходимость смены парадигмы прошедшего столетия. Будущее Земли, перспективы ее выживания человечество теперь связывает с децентрализованными (автономными), индивидуализированными системами жизнеобеспечения.
«Экоархитектура» стала ответом на происходящие внутренние (психологические и духовные – на уровне отдельной личности) и внешние (экологические – на планетарном уровне) процессы. «Экоархитектура» направлена, в основном, на организацию социальных процессов, оздоровление среды, диалог с природой и собственным культурно-историческим наследием; она сама вырабатывает энергию, а не использует созданную человеком.
Сэр Дэвид Кинг (David King), научный консультант Британского правительства по экологии, писал: «Мы нуждаемся в полном пересмотре нашего подхода к проектированию, абсолютном изменении нашего образа жизни и потребления ресурсов и в радикальной смене отношения архитекторов и общества к этим проблемам».
Архитектор и теоретик Леон Крие (Leon Krier) пишет: «Либо мы идем, куда шли, и доходим до коллективного самоубийства, либо совершаем коперниканский переворот и решаем наши экологические проблемы, по крайней мере, делаем ситуацию управляемой. В сегодняшних обстоятельствах не сменить курс – либо сумасшествие, либо преступление.
Мы проектируем не автомобили и самолеты, которые должны сменяться каждые двадцать лет, чтобы быть конкурентоспособными. Мы проектируем постоянные городские или деревенские жилища, где люди хотят жить. Самое время подумать о невозможном – об упразднении всей модернистской системы строительства, и понять, что единственный путь вперед – это оглянуться назад и переоткрыть заново то, что нам передали наши предки. Только тогда у нас будет шанс создать окружение, которое будет долговечным, самообеспечивающим и сохранит ценность для наших внуков».
С тех пор как человек вышел из пещеры и землянок и начал строить свои жилища выше уровня земли, прошли тысячелетия. В последние годы ХХ в. дома, построенные под землей, стали популярны во всем мире. Возведение подобных зданий позволяет сохранить в неприкосновенности территорию над ними, что способствуют охране окружающей природы.
В странах Европы и в Америке строительство подземных домов уже вполне привычное дело. Хотя подземные дома имеют свои преимущества и недостатки, расположенные полностью или частично под землей, они очень экологичны, и это стало главным их преимуществом. Комфортабельность подземного жилья у многих вызывает сомнения. Сегодня подобный дом может быть абсолютно автономным.
При помощи солнечных коллекторов и ветровых генераторов вырабатывается электричество, чистая питьевая вода фильтруется из грунтовой или дождевой воды. Подземные дома не требуют серьезной теплоизоляции, если температура наружного воздуха достигает ноля градусов по Цельсию, внутренние пространства дома прогреваются до 14 градусов тепла. Освещение помещений осуществляется при помощи окон в стенах или крыше. Правильно спроектированная гидроизоляция спасет дом от сырости.
Подземные дома не портят пейзажа, они гармонично сливаются с ним, сохраняются зеленые насаждения и окружающий ландшафт. В России до 1990-х гг. строительство индивидуального жилья в подавляющем большинстве велось по типовым проектам, которые обеспечивали минимальный уровень комфорта и соблюдения физиологических норм. После 1991 г. начался новый этап проектирования и строительства индивидуального жилья.
Давление прежнего опыта проектирования, с одной стороны, и его нехватка – с другой приводила в 1990-е гг. к серьезным проблемам. В 2009 г. был создан Международный фонд для поддержки «экоархитектуры» и «экостроительства» в России. Основными целями фонда стали экологическое проектирование, поддержка и внедрение научных разработок, направленных на развитие этого направления в архитектуре, привлечение инвестиций в эту область строительства.
Предметом деятельности фонда стало оказание поддержки архитектурным мастерским, разработчикам и поставщикам энергоэффективных технологий и материалов, взаимодействие с заказчиками, менеджерами, девелоперами строительных проектов и предоставление финансовых грантов наиболее значимым и успешным проектам в области «экоархитектуры».
В 2000–2010-е гг. в России сформировалось широкое профессиональное движение в поисках новых проектных идей, обеспечивающих реализацию принципов экологического проектирования, энергосбережения и «устойчивого» развития. В России целесообразно создание образцовых, пилотных и экспериментальных проектов экодомов с обязательной апробацией в экспериментальном режиме как процесса строительства, так и эксплуатации зданий.
Совершенствование объемно-планировочных и конструктивных решений зданий, оптимальная планировка жилых домов, создание условий для комфортной жизни, соблюдение принципа разумной достаточности при использовании ресурсов в строительстве.