В парке Гуэль стремление растворить архитектуру в природе в известной мере было оправданным самим назначением ансамбля. Более неожиданное впечатление этот прием производит в одном из самых известных произведений Гауди — доме Мила в Барселоне, названном в народе «Ла Педрера», что означает «каменный». Этот расположенный на угловом участке 6-этажный доходный дом напоминает огромную скалу, его оконные и дверные проемы похожи на гроты, а металлические детали балконных ограждений — на какие-то причудливые вьющиеся растения.
План здания имеет сложное криволинейное очертание с двумя внутренними дворами и шестью световыми колодцами. Благодаря этому почти все помещения квартир (многие из которых расположены в двух этажах) имеют неправильные формы. Кривые потолки, асимметричные выступы стен, затемненность многих комнат создают в интерьере впечатление естественных каменных пещер (см. рис. 4).
В доме Мила арх. Гауди смело использовал новые конструктивные решения: здесь отсутствуют внутренние несущие стены и все междуэтажные перекрытия здания поддерживаются колоннами и наружными стенами, в которых балконы играют конструктивную роль, усиливая их жесткость.
Здесь воплощена одна из первых попыток создать новое планировочное решение, которое впоследствии было названо «свободным планом». Следует отметить также оригинальное конструктивное решение кровли, опирающейся на усиленные нервюрами уравновешенные аркады. На крыше дома устроена терраса, уровень которой меняется в зависимости от высоты арок, над которыми она расположена. Слржность композиции террасы, повторяющей причудливые очертания плана дома, еще более усиливает причудливые формы выходящих на нее вентиляционных труб и ведущих на нее лестниц.
В 1887 г. Гауди начал строительство храма св. Семейства (Саграда Фамилия, рис. 5). В этом оставшемся неоконченным сооружении, созданию которого Гауди отдал многие годы своей жизни, чувствуется стремление архитектора освободиться от законов статики, обязательных при использовании традиционных материалов, и найти новые конструктивные закономерности, соответствующие новым строительным материалам.
Храм св. Семейства (Саграда Фамилия) можно считать программным сооружением Гауди. Здесь новые конструктивные элементы использованы для создания архитектурного образа, в чем-то близкого полотнам художников-примитивистов. В этом произведении Гауди отдал и дань увлечению архитектурой средних веков. Центральный вход в храм решен в виде арок, обработанных в духе поздней готики, как бы зажатых между четырьмя башнями, завершающимися вытянутыми конусообразными кровлями. Фасад украшен множеством декоративных элементов: здесь можно видеть каскады сталактитов, фрагменты скал, стволы деревьев, группы скульптур. Выполненные из металла причудливые декоративные украшения порталов церкви напоминают собой изображения фантастических растений.
Влияние творчества Гауди еще в начале XX в. сказывалось и за пределами Испании. В 1911 г. в Париже состоялась выставка фотографий и рисунков его произведений, которая обратила на себя внимание архитектурной критики. Основные европейские архитектурные журналы опубликовали фотографии храма Саграда Фамилия, восторженно оценив это произведение Гауди.
Однако наибольшую известность творчество Гауди получило в 50-х годах XX в., когда формально-эстетические поиски многих зарубежных архитекторов оказались созвучными произведениям испанского архитектора.
Если в ряде произведений Гауди действительно были отражены творческие принципы, имевшие международное значение и являвшиеся вкладом в развитие мировой архитектуры, то этого нельзя сказать о других представителях испанского модерна. В большинстве они были убеждены в том, что модерн в Испании может существовать на основе местных барочных традиций.
Среди многих архитекторов этого направления выделяется Луис Доменек-и- Монтанер (1850—1923), который в течение многих лет был профессором и директором в Высшей технической школе в Барселоне. Доменек, человек больших знаний и культуры, был властителем дум архитекторов своего времени. Он много выступал в печати, призывая применять в качестве основного строительного материала кирпич, а также использовать керамику, стекло и блестящую смальту.
Доменек больше известен как автор ряда теоретических трудов, практические же его работы (дома Томас, Монтанер-и-Си- мон и отель в Пальма де Мальериа, 1912) не представляют большого интереса.
Наиболее значительным архитектором из числа последователей Доменека является Хосе Пуч-и-Кадафальк (1869—1956). В 1892 г. Пуч окончил Мадридскую архитектурную школу и начал свою творческую практику в Барселоне. Его труды по искусству и архитектуре средневековья говорят о нем, как об одном из крупнейших историков искусства того времени. В своей архитектурной практике Пуч продолжал традиции Доменека, но его сооружениям присуща та простота и сила, которых не было у его учителя. Постройки Пуча отличаются тонкостью прорисовки деталей, свойственной подлинному художнику. Эти его произведения выгодно выделяются среди массы сооружений сторонников «модернизмо».
Одаренный архитектор, Пуч был одним из ведущих зодчих Испании начала XX в. По его проектам выстроено много жилых домов в Барселоне, из которых наиболее интересны дома Макайа Масиа и Паласио Аматльер. Им же был реставрирован знаменитый монастырь Монсеррат, построен замок в Архентоне и др.
Модернизмо был наиболее интересным, но не самым распространенным творческим направлением; в испанской архитектуре рассматриваемого периода. Он определял строительство, пожалуй, лишь в Барселоне, где сказывалось влияние яркой творческой индивидуальности Гауди. В остальных же городах господствовала эклектика с преобладанием использования форм национальных стилей.