Консерватизм испанской буржуазии

Даже тогда, когда в строительство крупных общественных сооружений начали проникать новые металлические конструкции, а затем железобетон, эти новые материалы тщательно маскировались, а внешний облик зданий представлял собой подражание какому-либо из испанских исторических стилей.

Проникновение в конце XIX в. в испанскую архитектуру общеевропейского модерна, известного в Испании под названием «мо- дернизмо», по существу не изменило общую линию ее развития.

Для испанского модерна в основном было характерно нагромождение декоративных элементов, смешение форм различных исторических стилей при минимальном использовании тех возможностей, которые давало применение железобетона в качестве строительного материала. Используя свойство железобетона принимать любые формы, испанские архитекторы, как правило, подгоняли планы зданий под заранее задуманные сложные внешние формы, подчас игнорируя требования функционального назначения отдельных помещений. Даже многие, казалось бы, чисто функциональные элементы рассматривались прежде всего как средства, декоративного украшения фасада. Так, например, характерным для построек этого времени является повсеместное устройство лоджий с фоном из майолики. В Барселоне эти лоджии, называемые «трибунами», украшались снаружи рельефами с изображением цветов либо женскими фигурами. Ограждения лоджий, часто вычурные по форме, в богатых домах делались даже с использованием позолоченного металла.

Крупнейшим представителем испанского модерна был Антонио Гаудй-и-Корнет (1852—1926), работы которого были известны далеко за пределами страны. Происходивший из семьи потомственных каменщиков Гауди получил архитектурное образование в Барселоне (окончил в 1878 г. Высшую техническую школу архитектуры)— городе, с которым главным образом и было связано в дальнейшем его творчество. Основные постройки Гауди в Барселоне— это дворец Гуэль (1885—1889), парк Гуэль (1903—1908), жилые дома — Мила (1905—1910) и Батло (1905—1907, рис. 2), церковь Саграда Фамилия (начата в 1884). За пределами Каталонии по проектам Гауди были построены дворец епископа в Асторго, дом дона Мариано Андрес в Леоне и др.

Творчество Гауди — архитектора, сформировавшегося на рубеже XIX—XX вв.,— представляет собой, пожалуй, одно из самых противоречивых явлений европейской архитектуры этого периода. Многие зарубежные авторы называют Гауди преобразователем и революционером в архитектуре, пересмотревшим основы предшествующих стилей в конструктивном отношении и применившим, работая в исторических стилях, новые строительные методы и материалы. Так, Ле Корбюзье, побывав в Барселоне, отзывался о его работах почти с восторгом: «я увидел в Барселоне Гауди — в его собственной стране. Гауди был великим художником».

Проекты молодого Гауди привлекли внимание крупного мецената Кондэ де Гуэль, поручившего ему строительство своего дворца в Барселоне (1885—1889). В этом дворце арх. Гауди, широко применяя новый для того времени материал — бетон, создал формы, близкие традициям испанского барокко и в то же время отличающиеся новизной. Здесь Гауди впервые применил параболические бетонные арки, которые в дальнейшем стали одной из характерных черт его творческого почерка. Большой зал произведения человека необыкновенной силы, веры, исключительного технического таланта… Гауди «конструктор 1900 г.» мастер своего дела, строитель в камне, железе, кирпиче. Его слава очевидна сегодня дворца, вокруг которого группируются помещения, окружен галереями в виде рядов параболических арок, приближающихся по форме к стрельчатым.

Наиболее интересные с архитектурнохудожественной точки зрения аркады Гауди создал в галерее здания колледжа св. Терезы (Барселона), где, однако, в качестве основного строительного материала использован кирпич.

Арки параболической формы Гауди применил во дворце Гуэль на много раньше, чем была доказана расчетом логичность подобной конструкции. Дальнейшее развитие им этой конструкции можно видеть в церкви имеция Гуэль, где Гауди решил проблему усилий, поставив архитектонические элементы на службу механической функции, которую они выполняют; он применил параболические формы арок с наклонными колоннами, воспринимающими боковой рас- пор сводов.

В 1903 г. Гауди завершил создание единственного в своем роде парка при дворце Гуэль, приобретенного впоследствии муниципалитетом Барселоны. Этот парк является своеобразным архитектурным произведением. Неожиданные точки обзора, открывающиеся с лестниц криволинейного очертания, разнообразные по формам постройки, в отделке которых широко использована цветная майолика, покрытия, напоминающие кровли пагод, и многое другое придавали парку необычную декоративность. Усложненная пространственно-планировочная композиция всего паркового комплеска резко отличала его от обычных для того времени регулярных придворцо- вых парков.

Создавая парк Гуэль, Гауди широко использовал находящиеся непосредственно на участке естественные камни как для строительства отдельных сооружений, так и просто вводя их в композицию отдельных участков парка. Это помогло ему органически связать пейзаж, постройки и подпорные стенки, как бы объединив природу и сооружения в единое произведение искусства.

Так, например, одна из аллей парка ограждена своеобразно колоннадой, состоящей из больших блоков необработанного камня с завершениями в виде ваз, в которых растут кактусы. Эти колонны резко выделяются на фоне южного синего неба своим охристым тоном и отдаленно чем-то напоминают деревья. Однако Гауди не преследовал здесь цель дать простую имитацию аллеи деревьев; скорее он стремился сблизить различные элементы единого паркового ансамбля, придав новую жизнь и характер естественному пейзажу.

Поэтому, с одной стороны, он использовал естественные необработанные камни для создания искусственных композиций, а с другой,— придал обычным парковым сооружениям формы, напоминающие природные.

Вместе с тем Гауди применил здесь строго традиционные формы, которые своей классической простотой (дорическая колоннада на центральной площади парка) контрастируют с остальными элементами ансамбля, усиливая впечатление необычайного богатства форм и разнообразия композиции. Этому помогает и использование цветной майолики для орнаментации скамеек ломаной формы, фланкирующих главную лестницу, стен и крыш входных павильонов.