Работы Мелдаля (1827—1908) значительнее по масштабу и более претенциозны, чем постройки Херхольдта, но уступают им в уровне художественного мастерства (достройка громадной церкви Фредерика в Копенгагене, 1876—1894, рис. 17).
Самым модным датским архитектором 70-х годов XIX в. был умелый стилизатор Е. В. Далеруп (1836—1907). Среди его построек наиболее известны пышное неоре- нессансное здание Королевского театра в Копенгагене (1872—1874) и экзотические сооружения увеселительного парка «Тиволи» в датской столице. Театр-пантомима в этом парке был построен в «китайском стиле» (1874), концертный зал — в «мавританском».
Назревший конфликт между эклектической и стилизаторской архитектурой и требованиями жизни становился все более очевидным. Отсутствие взаимосвязи в работе между инженером и архитектором обостряло борьбу между ними и вело к противоречиям. Однако господствовавшее в Скандинавии понимание архитектуры направило поиски преодоления противоречий по линии чисто художественных экспериментов.
Сначала делались попытки подражания произведениям готики, которая, как казалось, позволяла избавиться от слишком откровенного «фасадничества» неоренессанса. В Стокгольме в формах, подражающих ранней готике, по проекту арх. К. Меллера была построена красиво расположенная церковь св. Иоанна (1889).
Несколько позже ряд шведских архитекторов пришли к убеждению, что подражание образцам национального шведского зодчества больше отвечает специфическим требованиям и характеру страны и такая архитектура будет более «реалистичной».
Шведская эклектика отразила развитие националистических и шовинистических настроений страны. Этот оттенок заметно усилился, когда определились национально-романтические тенденции в зодчестве Норвегии и Финляндии. Лидером «националистического» течения в Швеции стал арх. И. Г. Класон (1856—1930). В 90-х годах он выстроил в Стокгольме несколько аристократических особняков и дворцов (особняк Эдельсверда, 1890; дворцы графа Розена, 1893 и графа Гальвюль, 1898), в композиции которых можно обнаружить самые различные стилистические реминисценции. Все эти здания были облицованы местными сортами камня, что наложило на них определенный общий отпечаток. В 1887—1907 гг. Класон построил здание Северного музея в Стокгольме, уже сознательно и целеустремленно ориентируясь на воспроизведение форм скандинавской архитектуры периода шведской династии Ваза. Многочисленные башни с причудливыми венчаниями, сложные по форме фронтоны, кирпичные плоскости облицовки стен, чередующиеся с рядами естественного камня, придают живописный характер зданию, композиция масс которого идет, однако, от приемов классицизма.
Поиски национального характера архитектуры северных стран связывались с применением традиционных материалов для облицовки. Один из первых экспериментов в этом направлении был сделан арх. Э. Я. Якобсеном при строительстве дома Скандинавского кредитного общества в Стокгольме (1871 —1874). Фасад этого здания облицован темным кирпичом и гранитом с отдельными барельефными вставками из терракоты. Такое сочетание материалов позднее применял и Класон (дом Бюн- цов в Стокгольме, 1887—1888).