Мечеть Баязида в Стамбуле

Массивный купол диаметром 18 м на барабане возвышается, опираясь на мощные столбы, над центральной частью зала; два полукупола, более низких, завершают пространство с севера и юга от нее; боковые части зала представляют собой купольные галереи, арки которых опираются на центральные столбы и две колонны между ними из красного порфира с мраморными сталактитовыми капителями.

К молитвенному залу с боков примыкают небольшие прямоугольные в плане крылья с двухъярусными минаретами, а с севера — двор. Двор окружен высокими купольными галереями, открывающимися во двор аркадами, а на фасады окнами.

Основным декором двора служит чередование красного и белого мрамора в кладке арок галерей и сталактитовый карниз по верху стен. Облицованные камнем фасады мечети прорезаны двумя рядами окон; слегка выступающие гладкие мраморные порталы со сталактитовым завершением ниш ведут с трех сторон во двор.

Архитектура мечети, в которой заметно большое влияние собора св. Софии, резко отличается от всех предшествующих сооружений. Новая система покрытия позволила увеличить пространство интерьера зала, высокого, хорошо освещенного благодаря окнам в стенах и подкупольном барабане, плавно завершающемся куполом. Боковые раскрывающиеся в зал крылья, давали возможность обозревать его в разных ракурсах.

Изменился внешний облик здания. Если в мечети Уч-Шерефели центральный купол лишь немного выше его окружающих, а в силуэте преобладает массивность четверика, его гладких стен, то в мечети Баязида в объемной композиции большую роль начинает играть перекрытие зала, высоко поднятый центральный купол. Однако значительная часть здания (галереи, крылья) сравнительно низкая, что придает общему силуэту некоторую расплывчатость, нет компактности и пирамидальности, которые появятся позже.

Архитектура молитвенного зала, несмотря на окружающие купол полукупола и галереи, пока не приобрела плавности, ритма из-за резких переходов от одного объема к другому; возвышающийся четверик с центральным куполом несколько еще недостаточно связан с остальной частью, особенно это заметно на фасадах, где нет полукуполов. Широко расставленные минареты как бы уравновешивают центральную купольную часть, не давая высотного акцента сооружению в целом. И все же в архитектуре мечети уже явно проявились все черты, свойственные так называемому классическому турецкому стилю.

Зодчество Турции XVI в. неразрывно связано с именем крупнейшего архитектора Коджа Синана, грека по национальности. Он родился в 1489 или 1490 г. в городе Кайсери; еще мальчиком по набору дев- ширме получил первоначальное военное образование, а затем вступил в корпус янычар и участвовал в войнах. Во время походов Синан проявил себя незаурядным строителем, соорудив сначала галеры для переправки войск, затем мост, после чего был назначен старшим архитектором. За свою 110-летнюю жизнь он построил в разных городах Турции 81 соборную и 50 малых мечетей, 55 медресе, 19 мавзолеев, 7 библиотек, 14 имаретов, 3 госпиталя, 8 мостов, 5 акведуков, 17 караван-сараев, 31 дворец, 35 бань, склады и бедестаны.

Особенно ярко талант зодчего проявился в шедеврах турецкой архитектуры — мечетях Шах-заде, Сулеймание и Селимие. В общей планировке всех трех зданий повторен ставший уже традиционным тип мечети с двором. Взяв за основу для молитвенного зала архитектурные формы собора св. Софии, Синан творчески их переосмыслил и создал неповторимые произведения искусства.

Мечеть Шах-заде в Стамбуле была окончена в 1548 г.. Квадратный в плане молитвенный зал (38×38 м) не расчленен на части, в нем нет продольных галерей, как в мечети Баязида; его громадное пространство перекрыто центральным куполом диаметром 9 м, четырьмя полу- куполами с экседрами, опирающимися через арки на четыре мощных восьмигранных столба, и небольшими куполами в углах. Высота зала 37 м. С запада и востока к нему примыкают одноэтажные открытые на фасад купольные галереи, в центре которых находятся небольшие порталы входов.

Квадратный двор с бассейном в центре окружают купольные галереи, стрельчатые арки которых, сложенные из чередующихся блоков красного и белого камня, опираются на мраморные и порфировые колонны. Два высоких стройных трехъярусных граненых минарета поставлены в местах стыка зала и двора; три входа, оформленные портиками, ведут во двор мечети.

Для композиции мечети характерны постепенное нарастание высоты к центральному куполу, ритмичность, которую создают уступами поднимающиеся объемы — низкие боковые галереи, стены четверика, угловые купола и полукупола, невысокие башенки, погашающие распор, над пятами арок зала, и, наконец, центральный купол. Этот же ритм подчеркивают членения каменных фасадов — открытая аркада боковых галерей перекликается с высокими декоративными арками южного фасада, стрельчатыми окнами в четверике, полуку- полах и экседрах.

В мечети Сулеймание (1550—1557 гг.) Синан повторил план мечети Баязида, устроив в боковых частях зала низкие галереи, а среднюю перекрыв куполом с двумя полукуполами. Но в интерьере и особенно во внешнем облике здания мастер развивает черты монументальности, грандиозности, проявившиеся уже в Шах- заде. Обширен молитвенный зал площадью 69XQ3 м и высотой в 47,75 м\ диаметр центрального купола 26,5 м. Торжествен интерьер мечети. Четыре громадные стрельчатые арки, на которых покоится купол, опираются на мощные столбы. Боковые галереи раскрываются в центральную часть средней большой и двумя малыми арками на порфировых колоннах со сталактитовыми капителями. Огромные плоскости парусов, экседры создают плавные переходы от вертикальных плоскостей к куполу и полу- куполам. Ритм арок галерей, торцовых стен, экседр и основных подкупольных, все нарастающей величины и высоты, подчеркнутых одинаковой кладкой из чередующих

ся темно-розовых и белых камней, придавал торжественное и величественное звучание архитектуре интерьера.

Строго декоративно убранство зала. Стены охвачены высокой гладкой мраморной панелью. Из белого мрамора выполнены михрабная ниша с тронутыми позолотой сталактитами, императорская трибуна, поддерживаемая порфировыми колоннами, и минбар для муэдзинов. Изразцы введены лишь в виде круглых розетт с надписями по сторонам михраба, на стенах и парусах. Интерьер наполнен светом, проходящим сквозь цветные стекла многочисленных окон, размещенных над боковыми галереями, в торцовых стенах, экседрах, по- лукуполах и барабане купола. Выстланный белым мрамором двор окружают галереи с колоннами из розового гранита, белого мрамора и порфира, Той же величественностью, монументальностью, плавностью форм характеризуется и внешний облик мечети, в котором главную роль играет силуэт молитвенного зала. Сравнительно низкие галереи меньшего по площади двора не могут соперничать с ним, а только больше выявляют его высоту и грандиозность.

Как и в мечети Шах-заде, уступами поднимающиеся объемы боковых, примыкающих к залу галерей, куполов и полукупо- лов, разгрузочных башенок и контрфорсов создают плавный переход к куполу. Но в Сулеймание Синан достиг большой гармонии пропорций отдельных высотных частей, их подчинения центральному куполу, доминирующему в композиции. Силуэт приобрел мягкость, плавность и центричность. Высокие изящные минареты с тремя сталактитовыми карнизами, контрастируют со зданием зала, подчеркивая его монументальность. Они уравновешиваются более низкими, стоящими по внешним углам двора.

Самым выдающимся произведением Си- нана, вершиной его творчества стала мечеть Селимие в Эдирне (1569—1575 гг.), в которой зодчий, отказавшись от форм и конструкций, навеянных византийской архитектурой, создал оригинальный план и неповторимый внешний облик здания.

Квадратный в плане зал перекрыт огромным куполом (диаметр 31,28 ж) на восьми арках, опирающихся на массивные граненые колонны со сталактитовыми капителями, и небольшими полукуполами в угловых частях и над михрабом. Молитвенный зал окружен с трех сторон невысокими открытыми на фасады арочными галереями, а по углам фланкирован четырьмя минаретами. Двор с большим мраморным фонтаном в центре имеет традиционные галереи.

Семь мраморных порталов, четыре из которых находятся на боковых фасадах зала, ведут в мечеть.

Новое перекрытие изменило внешний облик и интерьер молитвенного зала, придав им ярко выраженную центричность. Все членения просторного интерьера, а также колонны подчеркивают его высоту, способствуя большей легкости архитектуры. Синан и здесь использовал нарастающий ритм арок, выделенных кладкой из чередующихся камней двух цветов. Декор насыщеннее, чем в мечети Сулеймание. Кроме мрамора обильно применены изразцы. Майоликовыми плитками с различными растительными орнаментами, надписями облицованы низ стен и михрабной части, сама ниша, купол и фронтоны окон на фасадах.

Внешний облик мечети характеризуется четкостью форм, нарастанием динамичности, пирамидальностью силуэта. Здание состоит из уменьшающихся по площади объемов, четко разграниченных благодаря отсутствию многих полукуполов, куполов и контрфорсов, перегружавших архитектуру в предшествующих мечетях. Восемь выступающих башенок, являющихся продолжением колонн интерьера и погашающих рас- пор купола, подчеркивают вертикальность композиции; этому же служат четыре тесно окружающих здание, взметнувшихся ввысь 70-метровых изящных минарета.